Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

31. Прикладное рукоделие 10-11 2024-2025

Приложение № 2 к ООП СОО
на 2024-2025 учебный год
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/В.А. Потапова/
Протокол №___от
«__»_________2024 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
______/В.А. Потапова/
«__»__________2024 г.

«Утверждаю»
Директор школы
_______/Л.В. Григорьева/
Приказ №________
«__»________2024 г.

Рабочая программа
«Прикладное рукоделие»
(общекультурное направление)

Составитель:
учитель Батурина Анастасия Андреевна
г. Богданович

Пояснительная записка.
Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев…
В. А. Сухомлинский.
Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой
деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из
меха, ткани, дерева и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы
быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную.
Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных художникамидизайнерами и народными умельцами, доступно и детям в школе.
Со многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового
обучения, в том числе и с вышивкой. Многие задачи, определенные программой, на внеклассных
занятиях по рукоделию значительно расширяются. Кроме того, работы по рукоделию имеют
большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся. В случае с
оберегами и украшениями это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию
мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять разметку,
относительно размера изделия). У школьников формируется культура труда, они учатся экономно
расходовать нитки, ткань, бумагу, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и
материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов
подготовки учащихся к самостоятельной жизни. В процессе внеклассных занятий по созданию
украшений, учащиеся закрепляют навык работы с такими универсальными инструментами и
приспособлениями, как ножницы, иглы, натуральная кожа.
Объемные картины, украшения, работа с природным и не традиционными материалами
требует кропотливого труда, что значительно совершенствует общую трудовую подготовку.
В смысле практической значимости, основные умения и навыки, приобретаемые детьми на
занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку, т.к. они составляют важный элемент в труде по
самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости
приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые
практические знания. На занятиях, посвященных такой кропотливой работе, как объемная картина,
создание украшений и оберегов у детей воспитываются нравственно - волевые качества личности:
усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.
Такие дополнительные занятие способствует развитию творческого мышления и
воображения; они привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают школьники,
когда своими руками сделают украшение в подарок другу, выполнят объемную картину, украсят
узором подушечку, сплетут браслет, цветы. Следовательно, рукоделие является еще и средством
эмоционально- эстетического воспитания и развития детей. Следует отметить и тот факт, что
дополнительные занятия по рукоделию дают большие возможности для расширения
политехнического кругозора учащихся. Можно интересно рассказать детям о свойствах
текстильных волокон и ниток, условиях возникновения стеклоделия, отраслях промышленности,
связанных с выработкой волокнистых материалов, их переработке в различные изделия, машинной
вышивке, нитках, используемых для вышивания, процессе их получения и окраски и т.п. На
внеклассных занятиях рукоделию значительно расширяется и углубляются знания о народных
традициях и носителях этих традиций - умельцах. Кроме того, работы детей носят практический
характер, поскольку используются в оформлении интерьера своей комнаты.
Цель настоящей программы:
 нравственно-эстетическое воспитание детей;
 активизация познавательной и творческой деятельности;
 подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному
самоопределению.
Задачи:
2

 Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии ремесел,
формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение
техники ремесла.
 Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание эстетического
отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести
начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к
используемым материалам, привитие основ культуры труда.
 Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии,
творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями.
Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках
природоведения, естествознания. При выполнении эскизов изделий, в работе над композицией
применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В
процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительноиллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические
работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования,
обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемнопоисковый, ситуационный, экскурсии.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Цель и задачи программы:
 формирование
творческих
способностей
учащихся
посредством
расширения
общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
 сформировать у учащихся обширное представление о женском рукоделии, декоративноприкладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений
и навыков на уроках технологии;
 развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий
практического характера своими руками;
 воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость,
ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы,
взаимопомощь и самоконтроль.
Формы и методы проведения занятий.
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного
материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения:
словесные, наглядные, практические.
Каждое занятие по темам включает практическую и теоретическую части. Она занимает
большую часть занятия, где ребята выполняют графические работы, зарисовывают рисунки,
выполняют саму работу.
Кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что
основной формой проведения занятий является практическая работа.
Формирование межличностных отношений.
На первом занятии проводится беседа «Чему бы я научилась(лся) на доп.занятии». Пожелания
детей записываются и учитываются при составлении плана.
В обязательном порядке включается коллективная работа. Такая форма организации труда
способствует сплочению коллектива. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию
общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувство взаимопомощи. Ребята
понимают, что группа живёт и работает всей семьей.
3







Основные виды рукоделия для освоения на первом году обучения:
Объемная картина;
Декупаж;
Бижутерия, украшения из ткани;
Изготовление традиционных обереговых кукол;
Флористика.

Объемная картина – распространенный вид искусства. Это не только женское рукоделие, но
и мужское, оно требующее умения видеть и понимать красоту.
Изучение рельефов, как части духовного и материального наследия, способствует
воспитанию уважения к истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способность
воспринимать мир художественных образов.
Долгое время рельефами украшали дома, стены в дворцах, разные украшения (броши, камеи,
медальоны и так далее). Сейчас все большую популярность приобретает создание объемных
картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных.
Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать в
различных техниках, как традиционных (художественная объемная картина), так и
нетрадиционных (объемная открытка). Выполняя картину или панно, учащиеся овладевают
осознанным пониманием предметов в пространстве, получают знания композиции, орнамента,
цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления.
Декупаж (фр. decouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов,
основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к
предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффективности, сохранности и
долговечности. Сейчас к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на
тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а
также отпечатанные на принтере или на копире картинки различного содержания.
Кроме того, активно применяются так называемые рисовые и декупажные карты. Это
специальным образом подготовленные изображения, напечатенные типографским способом на
специальной бумаге. Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет
декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А
использование различных техник, таких как золочение, состаривание (браширование, кракле,
шебби), художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других
материалов) дают неограниченный простор в творчестве и исполнении.
Бижутерия. Украшения из ткани. Бижутерия предлагает работу с уникальными
текстурами тканей, меха, кожей, бусин разных видов и форм, возможности этих техник не
ограничиваются. Для художественного оформления бижутерии, украшения одежды, создания
объемных мотивов, эксклюзивных украшений, смешанной техники кроме собственно бисера
можно использовать и любые бусины, кристаллы, стеклярус, пайетки. Собственно, разнообразие
возможностей ограничено только вашей фантазией, художественным замыслом и навыками.
Работа с материалами нестандартной формы и размера требует другого технического
подхода, большой внимательности и тщательной выверенности работы. Попробуем разобраться в
хитростях работы с мехом, пайетками и бусинами в деталях.
Изготовление традиционных обереговых кукол. Обереговая кукла – древний, загадочный
и таинственный символ славян. В стародавние времена кукла была не просто игрушкой, а оберегом
4

и неотъемлемым атрибутом различных обрядов. Возраст самой древней куклы, найденной учёными
на раскопках захоронений в Чехии, составляет 40 тысяч лет.
Обереговые куклы защищают дом, детей от тёмных сил, ссор, болезней, сглаза. Кукол
тщательно берегут. Им отводят специальное место в доме, ставят в красный угол, прячут в сундук,
кладут в приданное. Каждая кукла имеет свое обережное значение и связана с главными значимыми
вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Счастьем, Здоровьем,
Достатком. Работая над созданием кукол дети расширяют свои знания о традициях своего народа.
Флористика. Флористика (от лат. flora), или Флористический дизайн (англ. Floral design) —
разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание флористических работ
(букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов,
листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или
консервированными. Стили флористики это спорная тема для разных школ. В то время как одни
признают только два стиля, другие называют три, а то и четыре. Чаще всего в мире встречается
деление на три стиля:
Первичные и вторичные техники: связывание, работа с проволокой, крепление зажимом,
работа с клеем, крепление, подвешивание и др.
 Декоративные техники: нанизывание, наслаивание, плетение, связывание в узел,
расщепление, скручивание, свивание, обматывание, вплетение и др.
 Защитные и сохраняющие техники: изолирование / защита.


Овладение учащимися содержанием программы «Прикладное рукоделие» не только обогатит
их духовно, но и подготовит к взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и
услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в
мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью
борьбы за выживание.
Особенностью программы является то, что педагог только предлагает ребятам выполнение
работы в определенной технике, но модели поделок дети выбирают самостоятельно. Поэтому в
плане представлены только ВОЗМОЖНЫЕ виды работ, а выполняются они с учетом
индивидуального желания каждого ребенка.
Программа «Прикладное рукоделие» включает в себя:
краткую историю возникновения и развития различных видов рукоделий;
изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления
изделий;
 способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их
развитие;
 изучение технологий выполнения работ в различных техниках выполнения;
 умение оценить качество изделия как своего, так и товарищей;
 умение организовать труд и самостоятельную работу;
 приобретение навыков работы с различными материалами.



В процессе практической работы воспитанники овладевают приемами работы в различных
техниках скульптуры, рельефа с учетом традиций и современных технологий. Приобретают навыки
работы с бусинами, бисером. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход,
вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм
работы.

5

Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Учащиеся
осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до
конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных
возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие
потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.
Конечный результат.
Знания и умения, которые должны быть получены кружовцами по окончании обучения:
Должны знать:
1. Начальные сведения о свойствах прикладных материалов, об их разнообразии и цветовой
гамме.
2. Иметь представление о пропорции.
3. Начальные сведения о цветовом сочетании.
4. Историю развития различных видов рукоделия.
5. Композиционное построение поделок.
Должны уметь:
1. Приобрести навыки работы с различными материалами.
2. Пользоваться схематическими описанием работы.
3. Изготавливать сувенирные изделия.
4. Работать по рисунку, схеме, описанию.
5. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
6. В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и
доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива
Условия реализации образовательной программы
1. Методическая работа.
Для обучающихся в кабинете оформлены:
 Уголок воспитанника.
 Стенды со схематическими рисунками.
 Образцы практических работ.
 Тематические журналы и книги.
 Ведется папка накопления материалов.
2. Материально-техническое и санитарно-гигиенические условия.
Дополнительное занятие проводится в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборудован.
Все материалы и инструменты хранятся в определенном месте. На боковой стене кабинета
расположены шкафы, где размещается постоянная выставка детских работ.
3. Финансирование.
 Больших финансовых вложений в организации работы дополнительного занятия не
требуется.
 Материалы приобретаются на средства данного учреждения
Календарный план работы
№
Содержание
Материал для подготовки КолСодержание теоретической
занятия
практической части
и проведения занятия
во
части занятия
занятия
часов
1
Вводное занятие. Виды
Изготовление
Белая бумага, картон,
1
декоративно-прикладного
объемной открытки
клей ножницы, линейка,
творчества. История
«Клоун» в
гуашь, карандаш,
рукоделия и различных
технике рор-up.
фломастеры, поролон,
техник. Правила техники
кисточка
безопасности.

6

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Бумагопластика. Открытки
Изготовление
Е.Рубцова «Открытки к
ручной работы.Скрапбуккинг- открытки-аппликации праздникам своими
техника, приемы.
в
руками» стр. 5-6
технике скрапбуккинг.
Цветная и белая бумага,
ножницы, клей, вырезки из
глянцевых журналов,
отрезы ткани, игла,
кружево, нитки
Бижутерия, украшения.
Изготовление
Цветные пуговицы, игла,
История возникновения и
винтажного браслета ножницы, кусочки пряжи
развития. Мода.
и ожерелья из
,резинка бельевая.
пуговиц.
Обереги и талисманы.
Изготовление
Имгард Ланг «Поделки из
История амулетов.
человечка-брелка из пуговиц» Стр. 26-27
пуговиц.
Цветные пуговицы,
проволока, универсальный
клей, кусачки, деревянные
бусины, кольцо для
ключей.
Технология изготовления
Зарисовка эскиза
Бумага, акварель, кисть,
ювелирных украшений и
собственного
простой карандаш.
бижутерии. Традиционные
украшения из ткани.
украшения на Руси, связанные
с тканью.
Декорирование одежды.
Изготовление броши. Ткань - фетр, бусины из
Технология вышивки,
дерева, нитки, иголка,
рисование по ткани,
наперсток, бумага.
инкрустация.
Технология оформления
Оформление броши в Картон, клей
броши на декоративное
декоративное панно и универсальный, срезы
панно1. Уход за изделиями из декорирование его.
ткани и кружева, рамка
проклеенной ткани.
для панно, презентация.
Декорирование интерьера.
Декорирование
Бумага, картон, клей,
картины стразами и
краска, акриловый лак,
фольгой.
кисть, стразы, фольга.
Интерьерные картины.
Технология выполнения
Написание картины
Краска, влажные
картин в пальчиковой
пальчиками.
салфетки, тонкая кисть,
технике. Изготовление
широкая кисть, картон.
декоративного изделия.
Возникновение и развитие
Декорирование
О. Вешкина «Модный
техники декупаж,как метода тарелки в
декупаж» стр.18-19
декорирования.Технология,
технике декупаж.
материалы и инструменты.
Тарелка белая или
соломенная, цветная
трехслойная бумажная
салфетка, клей ПВА,
растворитель, вода.
Технология окончательной
Декорирование и
Лак, акриловые краски,
отделки изделия. Приемы
оформление тарелки. кисточки, лента для
декорирования.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

12

13

14

15

16

17

18

19

Технология
изготовлениепомпонов.
Применение в интерьере и
сувенирах.

Изготовление бус из
помпонов разных
цветов.

петельки, клей
универсальный
Н.Крупенская «Поделки
из помпончиков» стр. 1213

Пряжа разных цветов и
фактур, ножницы, игла,
картон, циркуль, линейка,
карандаш, шнурок.
История рождества и
Изготовление
Красная ткань, кусочки
празднования нового года.
рождественского
белой, черной и зеленой
Подарки. Оформление
сапожка для
ткани, синтепон на
подарков.
подарков.
подкладке, игла, ножницы,
картон, лекало, швейная
машина.
Приемы декорирования
Декорирование
бисер, нитки мулине
изделий бисером, пайетками, рождественского
разных цветов, пайетки,
вышивкой.
сапожка.
фольга на основе,
новогодняя мишура или
серебряный позумент.
Технология изготовление
Приемы изготовление Журнал «Велас»
свечей в домашних условиях. декоративной свечи.
История свечеварения.
Парафин, форма для
заливки, нитки белые
№10,кофе растворимый,
ванилин, растительное
масло, чистая консервная
банка для растапливания
Технология и приемы
Декорирование
Застывшая свеча, кофе в
окончательной отделки свечи. новогодней свечи в
зернах, декоративное
стилях «Кофе»,
блюдце, кружево, бусины,
«Морская» или
еловые ветки, атласные
«Новогодняя»
ленты, ракушки, кораллы,
искусственные водоросли.
Технология изготовления
Изготовление дерева Н. Бульба «Скульптура из
дерева бонсай из бисера.
бонсай.
бисера» стр. 36-38
Приемы, виды, техники.
Проволока, бисер разных
цветов и размеров,
бусины, кусачки, схемы
плетения.
Изготовление дерева бонсай. Изготовление дерева Проволока, бисер разных
История бисера и
бонсай.
цветов и размеров, схемы
бисероплетения
плетения, бусины, кусачки
Декорирование и
Закрепление дерева
Баночка для подставки,
окончательная обработка
на подставку,
камешки или песок для
дерева.
утяжеление для
утяжеления, зеленые или
устойчивости.
коричневые нити «ирис»,
Декорирование.
клей универсальный

1

1

1

1

1

1

1

1

8

20

21

22

23

24
25

Технология изготовления
цветов из бисера.

Изготовление цветов. Н. Бульба «Скульптура из
бисера» Стр. 26-27

Изготовление цветов из
бисера.

Бисер белый и желтый,
проволока, схемы
плетения, кусачки,
бусины.
Изготовление цветов. А. Бейкер «Цветы из
бисера» Стр. 49-51

Бисер зеленый, красный,
желтый и черный,
проволока, схемы
плетения, кусачки.
Приемы и варианты
Декорирование
Фоторамка, клей
декорирования изделий
фоторамки цветами
универсальный, акриловые
цветами из бисера.
из бисера.
краски, стразы, готовые
цветы из бисера
Технология торцевания.Виды, Изготовление
Гофрированная бумага
техники, приемы.
объемной открытки
,клей ПВА, ножницы,
«Божья коровка» в
карандаш, линейка,
технике торцевание. презентация.
Оформление объемной
Окончательная
Клей ПВА, картон, глазки,
открытки «Мужской день».
отделка изделия.
фломастеры, ножницы
ДПИ Казахстана. Технология Изготовление тумара И. Мицель «Кожаизготовления тумара из кожи из кожи.
культура и традиции»

26

Празднование Наурыза,
традиции и обычаи.

27

Технология изготовления
подвески для телефона «Страшилка» из кожи

28

Технология изготовления
цветов из кожи. Виды,
приемы.

29

Технология изготовления
цветов из кожи.

Кожа, клей Момент,
ножницы, игла,
пробойник, линейка,
гелиевая ручка.
Изготовление тумара «Орнамент всех времен и
из кожи.
стилей» стр. 61-62
Окончательная
отделка.
Ножницы, нитки
«мулине», игла, схемы
орнаментов
Изготовления
Кожа, синтепон, игла,
подвески для
нитки, ножницы,
телефона пуговицы, кольцо для
«Страшилка» из кожи ключей, гелиевая ручка,
клей Момент
Изготовление
Кожа разных цветов, клей
георгина из кожи.
Момент, флизелин,
бусины, ножницы,
линейка, гелиевая ручка
Изготовление гербера Кожа разных цветов, клей
из кожи.
Момент, флизелин,
бусины, ножницы,
линейка, гелиевая ручка,
свеча, спички

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

9

30

Декорирование изделий
цветком из кожи. Варианты
декорирования.

Декорирование
ободка или заколки
цветком из кожи.

31

Технология изготовления
домашнего оберега.
Языческие обряды.

Изготовление
веничка-оберега.

32

Изготовление веничкаоберега.

33

Подготовка работ учащихся к
выставке.
Выставка учащихся.
Подведение итогов.
Награждение.

34

Окончательная
отделка изделия и
декорирование.

Готовые кожаные цветы,
клей универсальный,
ободок, основа заколкиавтомата
А. Шептуля «Домашние
обереги своими руками»
стр.52-55
Травяная малярная щетка,
ножницы, клей ПВА.
Тесьма, искусственные
цветы и листья,
сухоцветы, фасоль,
семечки подсолнуха, клей
универсальный, лавровый
лист, горох, мешковина.

1

1

1

1
1

Итого 34 часов

10


Наверх

23 февраля- День воинской славы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».