Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Фин. грамотность 10-12 2023-2024

Приложение № 2 к ООП СОО
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/В.А. Потапова/
Протокол №___от
«__»_________2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
______/В.А. Потапова/
«__»__________2023 г.

«Утверждаю»
Директор школы
_______/Л.В. Григорьева/
Приказ №________
«__»________2023 г.

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
2023 - 2024 учебный год

Количество часов: всего__34_____ ч., в неделю _1_______ч.

Составитель:
Васильева Г.Н., учитель
МАВ(С)ОУ «Богдановичская
ОСОШ»,
квалификационная категория - нет

2023_ - 2024_ учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность» для 9-12 классов составлена
на основе:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями);
 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении








федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования" (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993 “Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования”
Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 "Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования"

Авторской программы «Финансовая грамотность»
авторы: Ю. Брехова, А.
Алмосов, Д. Завьялов, А.– Москва, «ВИТА ПРЕСС», 2016 г.

Целью курса является
 формирование у учащихся 9-12 классов необходимых знаний, умений и навыков для
принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными
финансами.
Задачами курса является
 увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового
рынка, распространяемой на территории Свердловской области;
 развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты
прав потребителей финансовых услуг на территории Свердловской области;
 развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социальноэкономическим условиям жизни;
 формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых
решений
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными
вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми
институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления
уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте
у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем
позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать
возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать
финансовые мошенничества.
Учебная программа рассчитана на учащихся 10-12 классов и составлена с учётом
психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают
необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы
правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая
грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками
более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники
12 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой
знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся

чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного
финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-12 классов
предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и
взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий
банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и
пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными
фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования
накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных
рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму
базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Курс базируется на комплексе знаний, закладываемых в ряде учебных предметов:
«История», «Обществознание», «Технология».
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Финансовая грамотность» отводится в 9-12 классов 34 часа за
счет внеурочной деятельности образовательного учреждения.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Финансовая грамотность» ученик должен:
Знать/понимать:
 основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых
отношений;
- о правах и обязанностях в сфере финансов, личной ответственности за решения,
принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей
жизнедеятельности.
уметь:
• решать практические финансовые задачи.
• владеть информацией финансового характера, проводить своевременный анализ и
адаптация к собственным потребностям,
• определять стратегических целей в области управления личными финансами;
• ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
• планировать использование различных инструментов в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
• подбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач;
• находить источники информации для достижения поставленных целей и решения задач,
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
 совершенствования собственной познавательной деятельности.
Формы контроля и критерии оценки результатов освоения учебного предмета
Формы:
- письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему
вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные,
лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о
наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты,
рефераты и другое;
- устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в
форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;

- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Критерии:
Отметка «2» - выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к
выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие
необходимых умений.
Отметка «3» - работа выполняется при помощи учителя. Учащиеся показывают
знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при
самостоятельной работе.
Отметка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и
самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности
выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает
знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Отметка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой
последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение
и навыки.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей, каждый
из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая
составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания,
полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена
таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного
решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная
последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от
логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет
право изменят представленную последовательность в оптимальном для выбранной
ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также
количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом.
Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к
процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а
рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены
вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт
возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Таблица тематического распределения количества часов:
Название раздела
Кол. часов
МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
5
МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
5
МОДУЛЬ 3 Налоги: почему их надо и чем грозит неуплата
4
МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть
5
в беду
МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять
5
МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения
5
МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного
4
накопления
ИТОГО
34

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
П/П

№№
ТЕМЫ

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
1
1.1
Банковская система.
2
1.2
Как сберечь деньги с помощью депозитов.
3
1.3
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах.
4
1.4
Кредит: зачем он нужен и где его получить.
5
1.5
Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
6
2.1
Что такое ценные бумаги и какие они бывают.
7
2.2
Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
8
2.3
Граждане на рынке ценных бумаг.
9
2.4
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления.
10
2.5
Операции на валютном рынке: риски и возможности.
МОДУЛЬ З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
11
3.1
Что такое налоги и почему их надо платить.
12
3.2
Основы налогообложения граждан.
13
3.3
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.
14
3.4
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.
МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
15
4.1.
Страховой рынок России: коротко о главном
16
4.2
Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние.
17
4.3
Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании.

КОЛ-ВО
ЧАСОВ

5ч.
1
1
1
1
1
5ч.
1
1
1
1
1
4ч.
1
1
1
1
5ч
1
1
1

18
4.4
Если нанесен ущерб третьим лицам.
19
4.5
Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика.
МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять
20
5.1
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать.
21
5.2
Пишем бизнес-план.
22
5.3
Расходы и доходы в собственном бизнесе.
23
5.4
Налогообложение малого и среднего бизнеса.
24
5.5
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения
25
6.1
Финансовые риски и стратегии инвестирования.
26
6.2
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников.
27
6.3
Виды финансовых пирамид.
28
6.4
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
29
6.5
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу «Все слышат».
МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
30
7.1
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия.
31
7.2
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями.
32
7.3
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.
33
7.4
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд».
34
Итоговый контроль по курсу.
ИТОГО

1
1
5ч.
1
1
1
1
1
5ч.
1
1
1
1
1
4ч
1
1
1
1
1
34


Наверх

23 февраля- День воинской славы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».