Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

31. Текстоведение 12 2023-2024

Приложение № 2 к ООП СОО
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное
учреждение «Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/В.А. Потапова/
Протокол №___от
«__»_________2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
______/В.А. Потапова/
«__»__________2023 г.

«Утверждаю»
Директор школы
_______/Л.В. Григорьева/
Приказ №________
«__»________2023 г.

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Текстоведение»
2023 - 2024 учебный год

Количество часов: всего 34 ч., в неделю 1 ч.

Составитель:
Потапова В.А., учитель
русского языка и
литературы
МАВ(С)ОУ
«Богдановичская ОСОШ»,
I квалификационная
категория

2023 - 2024 учебный год

1

Пояснительная записка
Курс по русскому языку «Текстоведение» составлен для учащихся 12
классов общеобразовательных школ на основе Программы Русский язык : 10-11
кл. : программы для общеобразоват. организаций с обуч. на рус. яз. : базовый
уровень / сост. Симонова И.В., Мельникова Л.В., Дейнеко С.В., Созанская Е.Н.,
Соловьёва О.В., Бескоровайная Л.П., Генералова А.В.; ДИППО. – Донецк:
Истоки, 2015. – 39 с.; Программы элективного курса «Текст. Теория и практика»
Автор Полунина Г.М., «Элективные курсы по русскому языку» Москва «Чистые
пруды», 2009 и рассчитан на 35 часов учебной нагрузки.
Программа курса разработана с учетом знаний и умений учащихся,
освоивших курс основной школы, и позволяет углубить и систематизировать
содержание базового учебного предмета «русский язык». Программа нацелена на
повышение уровня знаний по одному из наиболее трудных разделов курса
русского языка – «Текстоведение».
Курс посвящен тексту как речевому произведению и ориентирован на
совершенствование
языковой,
лингвистической,
коммуникативной
и
культуроведческой компетенций старшеклассников в области речеведения.
Выбор тематики курса определяется значительными сложностями
изучения соответствующего раздела школьной программы и необходимостью
подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Курс позволит обучающимся развить культуру читательского восприятия
художественного текста, совершенствовать речевую культуру, удовлетворить
свои познавательные потребности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное
развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую
русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения
ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки,
способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и
предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие умения:
 коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями
и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся
сферах и ситуациях общения);
 интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез,
обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
 информационные (умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию из различных источников, умение работать
с текстом);
 организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию).
Цель курса:
учащихся.

повышение лингвистической и коммуникативной компетенции

Задачи:
 обобщение, расширение и углубление знаний учащихся о тексте и
его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и
функционально-стилистических разновидностях речи (стилях); о
2

выразительных
возможностях
(средствах
выразительности)
русского языка и его стилистических ресурсах;
 закрепление и активизация умений и навыков, связанных с
содержательным, типологическим, функционально-стилистическим
и
собственно
языковым
анализом
текстов
различной
стилистической и жанровой отнесенности;
 закрепление и совершенствование навыков информационной
переработки текстов и создание собственных речевых произведений
различных типов и жанров; - совершенствование навыков работы со
справочной литературой;
 обогащение лексического запаса учащихся, закрепление и
расширение навыков речевого самоконтроля школьников (в том
числе в области использования выразительных средств русского
языка);
 совершенствование умений анализировать текст в единстве формы
и содержания;
 формирование умений соблюдать при письме нормы литературного
языка, в том числе и орфографические и пунктуационные;
 воспитание личности, бережно относящейся к слову, как
неотъемлемой части русской национальной культуры.
Формы обучения: лекции, беседы, индивидуальные консультации
учителя, исследовательская работа в группах, лингвистический эксперимент,
работа с текстами, семинарские занятия; проектно-исследовательская
деятельность.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический
материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:
 примеры из литературных произведений, в которых использованы
изобразительные возможности лексики;
 высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;
 лингвистические справки о происхождении терминов;
 определение новых понятий.
Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся
вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая,
исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков
самостоятельной работы.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
 повторение теоретико-литературного материала, изученного в
среднем звене, часто с его расширением;
 выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические
знания с практикой языкового анализа художественного текста;
 выполнение
обучающимися
устных
и
письменных
исследовательских работ по отдельным аспектам анализа.
Таким образом, каждое учебное занятие предусматривает двусторонний
подход (теоретическая и практическая часть).
Работа по данной программе обеспечивается учебно-методическим
комплектом, включающим
 список литературы для учащихся;
 методические рекомендации к отдельным занятиям, включающие
методику проведения практических занятий, примерные темы
творческих заданий;
 тексты для анализа;
3

 таблицы, схемы анализа текстов.
Программа снабжена списком рекомендуемой литературы, которая окажет
учителю дополнительную методическую помощь.
В программу включен пример планирования работы с обучающимися по
курсу, где определены основные понятия, обозначена аналитическая и речевая
деятельность учащихся, творческие задания, указано примерное распределение
учебного времени. В приложении представлены презентации: «Текст. Признаки
текста», «Типы речи», «Виды и средства связи предложений в тексте», «Способы
сокращения текста: исключение, упрощение, обобщение», «Работа над сжатым
изложением».
Ожидаемый результат:
На занятиях курса «Текстоведение» через нетрадиционные формы занятий
учащиеся научатся понимать текст, его основную мысль, делать переходы от
одной части своего сочинения к другой, вводить аргументы.
Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по
русскому языку, поэтому ребята познакомятся с высокохудожественными
текстами, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический,
композиционный). Занимаясь по программе данного курса, ученики приобретут
навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично
выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников общеучебные,
исследовательские, коммуникативные умения и навыки.
Главный результат курса – воспитание творческой личности, умеющей
пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные
тексты разных жанров
Содержание курса
Глава 1. Текст как единое целое. Текст как речевое произведение. Его
основные признаки: тематическая и композиционная цельность, структурная
упорядоченность и членимость, смысловая и грамматическая связность частей,
стилистическое единство. Микротема. Микротекст. Абзац. Способы выражения
темы. Заглавие текста. Ключевые (опорные) слова.
Глава 2. Способы и средства связи предложений в тексте (лексические,
морфологические
и
синтаксические).
Синтаксические
средства
выразительности в тексте. Парное соединение однородных членов. Параллелизм
предложений. Анафора. Эпифора. Композиционный стык. Повторение слов.
Риторический вопрос. Присоединительные конструкции. Бессоюзие. Способы
связи предложений в тексте. Средства связи смысловых частей текста.
Лексические средства связи (антонимы, синонимы, лексические повторы,
местоимения и союзы в связующей функции.) Парцеллированные конструкции.
Практическое занятие. Анализ текстов, игра, моделирование. Сочинениеминиатюра
Глава 3. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение) и функционально-стилистические разновидности речи (стили
речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и
разговорный). Основные особенности каждого из стилей, их назначение, сфера
использования.

4

Глава 4. Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на
уровне фонетики, лексики и фразеологии, морфологии, словообразования,
синтаксиса.
Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка
– тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха,
перифраз, гипербола, литота, ирония. Практические занятия.
Глава 5. Специальные синтаксические изобразительно-выразительные
средства языка – фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание,
риторическое обращение, анафора, эпифора, эллипсис, инверсия, парцелляция,
градация, антитеза, оксюморон. Практические занятия. Особенности
использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и
жанров. Роль средств языковой выразительности в тексте. Практическое занятие.
Глава 6. Сжатие как вид информационной переработки текста. Три способа
сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных,
единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения.
Приемы сжатого
изложения текста:
замены
( замена однородных членов обобщающим
наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена
предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с
обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым;
исключения ( исключение повторов;
исключение фрагмента предложения;
исключение одного или нескольких синонимов); слияние нескольких
предложений в одно.
Понятие об изложении. Виды изложений. Понятие о сжатом изложении.
Практическое занятие.
Глава 7. Особенности сочинения. Формулировка темы сочинения, идеи,
проблемы. Цитирование как часть текста.
Подготовка к сочинению.
Редактирование черновиков.
Глава 8. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная
переработка. Приемы самоконтроля над качеством письменного текста.
Редактирование.
Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их
устранения.
Анализ текстов изложений, взаимопроверка. Отредактированный текст.
Обобщение и систематизация изученного.
Учебный тематический план курса «Текстоведение»
Кол-во
Тема
часов
Текст как единое целое. Текст как речевое произведение. Его основные
признаки: тематическая и композиционная цельность, структурная
упорядоченность и членимость, смысловая и грамматическая связность
частей,
стилистическое
единство.
Микротема.
Микротекст. 4
Абзац. Способы выражения темы. Заглавие текста. Ключевые (опорные)
слова.

№

1
Способы и средства связи предложений в тексте (лексические,
морфологические и синтаксические). Синтаксические средства

2.
5

9

выразительности в тексте. Парное соединение однородных членов.
Параллелизм предложений. Анафора. Эпифора. Композиционный стык.
Повторение слов. Риторический вопрос. Присоединительные
конструкции. Бессоюзие. Способы связи предложений в тексте.
Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи
(антонимы, синонимы, лексические повторы, местоимения и союзы в
связующей функции.) Парцеллированные конструкции.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение) и функционально-стилистические разновидности речи
(стили речи: научный, официально-деловой, публицистический,
художественный и разговорный). Основные особенности каждого из
стилей, их назначение, сфера использования.
Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне
фонетики, лексики и фразеологии, морфологии, словообразования,
синтаксиса.
Специальные лексические изобразительно-выразительные средства
языка – тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия,
синекдоха, перифраз, гипербола, литота, ирония.
Специальные синтаксические изобразительно-выразительные средства
языка – фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание,
риторическое обращение, анафора, эпифора, эллипсис, инверсия,
парцелляция, градация, антитеза, оксюморон. Особенности
использования средств языковой выразительности в текстах разных
стилей и жанров. Роль средств языковой выразительности в тексте.
Сжатие как вид информационной переработки текста. Три способа
сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение
конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и
обобщения.
Приемы сжатого изложения текста: замены ( замена
однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента
предложения синонимичным выражением; замена предложения или его
части указательным местоимением; замена предложения или его части
определительным или отрицательным местоимением с обобщающим
значением; замена сложноподчиненного предложения простым;
исключения ( исключение повторов;
исключение фрагмента
предложения; исключение одного или нескольких синонимов); слияние
нескольких предложений в одно.
Понятие об изложении. Виды изложений. Понятие о сжатом изложении.
Особенности сочинения. Формулировка темы сочинения, идеи,
проблемы. Цитирование как часть текста. Подготовка к сочинению.
Редактирование черновиков.

3.

4.

5.

6.

9

2

2

3

2

7.
Содержательно-языковой анализ текста и его информационная
переработка. Приемы самоконтроля над качеством письменного текста.
Редактирование. Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их
3
устранения.
Анализ текстов изложений, взаимопроверка. Отредактированный текст.

8.

Итого

6

34

7


Наверх

23 февраля- День воинской славы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».