Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

28. Практикум по РЯ 10-12 2023-2024

Приложение № 2 к ООП СОО
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/В.А. Потапова/
Протокол №___от
«__»_________2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
______/В.А. Потапова/
«__»__________2023 г.

«Утверждаю»
Директор школы
_______/Л.В. Григорьева/
Приказ №________
«__»________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 10-12 классов

Пояснительная записка
Курс «Практикум по русскому языку» составлен для учащихся 10-12 классов. Курс
разработан в соответствии с требованиями ФГОС среднего образования по русскому языку.
Элективный курс актуален для будущих выпускников. КИМы ЕГЭ по русскому
языку имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся
определенных технологий выполнения этих заданий. Курс полностью ориентирован на
формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к ЕГЭ по русскому языку.
Кроме того, курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные
учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в
знаниях. Курс совершенствовать языковую грамотность и орфографическую зоркость.
Цель: обеспечить качественную подготовку учащихся 10-12 классов к итоговой
аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ, упорядочив процесс обучения путем
алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению
ЕГЭ по русскому языку;
совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения
выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных
задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при
выполнении тестовых заданий.
Элективный курс «Практикум по русскому языку» использован в качестве
подготовительного учебного курса по русскому языку для учащихся 10-12 классов к единому
государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и
навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание
программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее
формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем
курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка,
помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет
выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе. Знакомит с
правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов
большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно
придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому
государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно
разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ. Содержание курса
построено на основе пособий Розенталя Д.Э. «Русский язык. Орфография и пунктуация» и
«Русский язык. Упражнения и комментарии».
Согласно ООП СОО МАВ(С)ОУ «Богдановичской ОСОШ», количество часов на
изучение спецкурса по русскому языку в 10-12 классах распределено следующим образом:
10 класс (заочная форма) – 0,5 часа;
10 класс (очно-зачоная форма) – 1 час;
11 класс (очно-заочная форма) – 1 час;
12 класс (очно-заочная форма) – 2 часа.

2

Планируемые результаты освоения курса
После освоения курса выпускники научатся:

Соблюдать на письме правила русской орфографии и пунктуации;

Владеть нормами русского литературного языка;

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ
слова; свободно пользоваться орфографическим словарём; применять знания по орфографии
в практике правописания;

Знать и использовать устной и письменной речи основные теоретические
понятия лингвистики;

Знать процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку,
особенности заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку;

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные
нарушения языковых норм.

Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и
других народов.

Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

Владеть основными приёмами информационной переработки письменного
текста.

Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах
общения; редактировать собственный текст.

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.

Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка.

Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

3

Содержание тем учебного курса
10 класс (1 час)
Правописание гласных
Проверяемых и непроверяемых безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные
в корне. Гласные после шипящих. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях.
Гласные после Ц в корне, суффиксах и окончаниях. Гласные Ы и И после приставок.
Приставки ПРЕ- и ПРИПравописание согласных
Звонкие и глухие согласные в корне и приставки на –З и –С. Двойные и
непроизносимые согласные в корне. Правописание Ъ и Ь. Употребление разделительных Ъ и
Ь. Употребление Ь в словах разных частей речи после шипящих.
Употребление прописных букв
Прописные буквы в начале текста и после знаков препинания . Собственные имена
лиц, клички животных и имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Имена
прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий. Географические и
астрономические названия. Названия исторических эпох и событий, документов, памятников
старины, предметов искусства. Названия государственных и профессиональных праздников,
знаменательных дат. Названия учреждений, организаций и предприятий. Наименования
должностей и званий, названия орденов, медалей, знаков отличи. Названия, выделяемые
кавычками. Сложносокращенные слова и аббревиатуры. Условные имена собственные.
Правописание иноязычных слов
Вопросы транскрипции и транслитерации.
10 класс (0,5 часа)
Правописание гласных
Проверяемых и непроверяемых безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные
в корне. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях. Гласные после Ц в корне,
суффиксах и окончаниях. Гласные Ы и И после приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ- .
Правописание согласных
Звонкие и глухие согласные в корне и приставки на –З и –С. Двойные и
непроизносимые согласные в корне. Употребление разделительных Ъ и Ь. Употребление Ь в
словах разных частей речи после шипящих.
Употребление прописных букв
Прописные буквы в начале текста и после знаков препинания. Собственные имена
лиц, клички животных и имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Условные имена
собственные. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий.
Географические и астрономические названия. Названия, выделяемые кавычками. Названия
исторических эпох и событий, документов, памятников старины, предметов искусства,
государственных и профессиональных праздников, знаменательных дат. Названия
учреждений, организаций и предприятий, должностей и званий, названия орденов, медалей,
знаков отличия. Сложносокращенные слова и аббревиатуры
11 класс (1 час)
Правописание имен существительных
Окончания имен существительных. Суффиксы имен существительных.
Правописание имен прилагательных
Окончания имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных.
Правописание сложных слов
Соединительные гласные О и Е. Сложные слова без соединительных гласных.
Правописание сложных существительных и прилагательных.
Правописание имен числительных
Числительные, количественные, порядковые, дробные числительные. Числительное
ПОЛ-.
4

Правописание местоимений
Отрицательные местоимения.
Правописания глаголов
Личные окончания глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Суффиксы
глаголов.
Правописание причастий
Гласные в суффиксах причастий. Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных
прилагательных.
Правописание наречий
Гласные на конце наречий . Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное
и дефисное написание наречий. Раздельное написание наречных написаний
Правописание предлогов
Сложные предлоги. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных
сочетаний.
Правописание союзов
Слитное написание союзов. Раздельное написание союзов.
Правописание частиц
Раздельное написание частиц. Дефисное написание частиц
Правописание междометий и звукоподражательных слов
Дефисное написание междометий и звукоподражаний .
12 класс (2 часа)
Правописание НЕ и НИ
Правописание НЕ с существительными. Правописание НЕ с прилагательными.
Правописание НЕ с числительными и местоимениями. Правописание НЕ с глаголами.
Правописание НЕ с причастиями. Правописание НЕ с наречиями и служебными словами.
Правописание НИ.
Простое предложение
Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи
Точка и восклицательный знак. Вопросительный знак и многоточие .
Тире между членами предложения
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.
Интонационное и соединительное тире.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Однородные члены, не соединенные союзами. Однородные и неоднородные
определения. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные
члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные парными
союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные
приложения.
Знаки препинания при повторяющихся словах
Запятая при повторяющихся словах. Дефисное написание повторяющихся слов.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
Обособленные
определения.
Обособленные
приложения.
Обособленные
обстоятельства. Обособленные дополнения.
Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и
присоединительными членами предложения
Утоняющие
члены
предложения.
Пояснительные
члены
предложения.
Присоединительные члены предложения
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
предложения
Вводные слова и словосочетания. Вводные и вставные предложения .
Обращения.
Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
5

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении . Сравнительный оборот. Цельные по смыслу выражения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Прямая речь
Знаки препинания при прямой речи и диалоге. Знаки препинания при цитатах и
употребление кавычек. Сочетание знаков препинания.

6

Тематическое планирование
10 класс – 1 час
Номера
уроков
1-2
3-4
5
6
7-8
9
10-11
12
13
14
15
16

17
18-19
20-21
22-23
24
25
26
27
28
29-30
31
32
33
34
35

Наименования разделов и тем

Домашние задания

Правописание гласных
Проверяемых и непроверяемых безударные гласные в
корне
Чередующиеся гласные в корне
Гласные после шипящих
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах и
окончаниях
Гласные после Ц в корне, суффиксах и окончаниях
Гласные Ы и И после приставок
Приставки ПРЕ- и ПРИПравописание согласных
Звонкие и глухие согласные в корне и приставки на –З и
–С
Двойные и непроизносимые согласные в корне
Правописание Ъ и Ь
Употребление разделительных Ъ и Ь
Употребление Ь в словах разных частей речи после
шипящих
Зачет № 1 по теме «Правописание гласных и
согласных и употребление Ъ иЬ»
Употребление прописных букв
Прописные буквы в начале текста и после знаков
препинания
Собственные имена лиц, клички животных и имена
действующих лиц в баснях, сказках, пьесах
Имена прилагательные и наречия, образованные от
индивидуальных названий
Географические и астрономические названия
Названия исторических эпох и событий, документов,
памятников старины, предметов искусства
Названия государственных и профессиональных
праздников, знаменательных дат
Названия учреждений, организаций и предприятий
Наименования должностей и званий, названия орденов,
медалей, знаков отличия
Названия, выделяемые кавычками
Сложносокращенные слова и аббревиатуры
Условные имена собственные
Правописание иноязычных слов
Вопросы транскрипции и транслитерации
Обобщающий урок по теме «Употребление прописных
букв и правописание иноязычных слов»
Зачет № 2 по теме «Употребление прописных букв и
правописание иноязычных слов»
Итоговый урок по курсу

7

10 класс – 0,5 часа
Номера
уроков
1
2-3
4
5
6
7
8
9
10

11

12
13
14

15

16
17

Наименования разделов и тем

Домашние задания

Правописание гласных
Проверяемых и непроверяемых безударные гласные в
корне
Чередующиеся гласные в корне
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах и
окончаниях
Гласные после Ц в корне, суффиксах и окончаниях
Гласные Ы и И после приставок
Приставки ПРЕ- и ПРИПравописание согласных
Звонкие и глухие согласные в корне и приставки на –З и
–С. Двойные и непроизносимые согласные в корне
Употребление разделительных Ъ и Ь
Употребление Ь в словах разных частей речи после
шипящих
Употребление прописных букв
Прописные буквы в начале текста и после знаков
препинания. Собственные имена лиц, клички животных
и имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах.
Условные имена собственные
Имена прилагательные и наречия, образованные от
индивидуальных названий
Географические и астрономические названия. Названия,
выделяемые кавычками
Названия исторических эпох и событий, документов,
памятников
старины,
предметов
искусства,
государственных и профессиональных праздников,
знаменательных дат
Названия учреждений, организаций и предприятий,
должностей и званий, названия орденов, медалей, знаков
отличия
Сложносокращенные слова и аббревиатуры
Зачет № 1 по теме «Правописание гласных и
согласных и употребление прописных букв»

8

11 класс – 1 час
Номера
уроков
1
2
3
4
5
6
7

8-9
10
11
12
13
14
15
16
17-18

19
20
21
22
23
24
25

26
27-28

29
30
31
32
33
34
35

Наименования разделов и тем

Домашние задания

Правописание имен существительных
Окончания имен существительных
Суффиксы имен существительных
Правописание имен прилагательных
Окончания имен прилагательных
Суффиксы имен прилагательных
Правописание сложных слов
Соединительные гласные О и Е
Сложные слова без соединительных гласных
Правописание
сложных
существительных
и
прилагательных
Правописание имен числительных
Числительные, количественные, порядковые, дробные
числительные
Числительное ПОЛПравописание местоимений
Отрицательные местоимения
Практикум по правописанию именных частей речи
Правописания глаголов
Личные окончания глаголов
Употребление буквы Ь в глагольных формах
Суффиксы глаголов
Правописание причастий
Гласные в суффиксах причастий
Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных
прилагательных
Правописание наречий
Гласные на конце наречий
Наречия на шипящую
Отрицательные наречия
Слитное и дефисное написание наречий
Раздельное написание наречных написаний
Обобщающий урок по правописанию самостоятельных
частей речи
Зачет № 1 по теме «Правописание самостоятельных
частей речи»
Правописание предлогов
Сложные предлоги
Слитное и раздельное написание предлогов и
предложных сочетаний
Правописание союзов
Слитное написание союзов
Раздельное написание союзов
Правописание частиц
Раздельное написание частиц
Дефисное написание частиц
Правописание междометий и звукоподражательных слов
Дефисное написание междометий и звукоподражаний
Зачет № 2 по теме «Правописание служебных частей
речи»
Итоговый урок по курсу

9

12 класс – 2 часа
Номера
уроков

Наименования разделов и тем

Домашние задания

Правописание НЕ и НИ
1-2
Правописание НЕ с существительными
3-5
Правописание НЕ с прилагательными
6
Правописание НЕ с числительными и местоимениями
7
Правописание НЕ с глаголами
8
Правописание НЕ с причастиями
9-10
Правописание НЕ с наречиями и служебными словами
11-12
Правописание НИ
13
Зачет № 1 по теме «Правописание НЕ и НИ»
Простое предложение. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи
14
Точка и восклицательный знак
15
Вопросительный знак и многоточие
Простое предложение. Тире между членами предложения
16-17
Тире между подлежащим и сказуемым
18
Тире в неполном предложении
19
Интонационное и соединительное тире
Простое предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
20
Однородные члены, не соединенные союзами
21-22
Однородные и неоднородные определения
23
Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами
24
Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами
25
Однородные члены, соединенные парными союзами
26
Обобщающие слова при однородных членах
27
Однородные и неоднородные приложения
Простое предложение. Знаки препинания при повторяющихся словах
28
Запятая при повторяющихся словах
29
Дефисное написание повторяющихся слов
Простое предложение. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
30-32
Обособленные определения
33-35
Обособленные приложения
36-38
Обособленные обстоятельства
39
Обособленные дополнения
Простое предложение. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и
присоединительными членами предложения
40
Утоняющие члены предложения
41
Пояснительные члены предложения
42
Присоединительные члены предложения
Простое предложение. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
предложения
43-44
Вводные слова и словосочетания
45-46
Вводные и вставные предложения
47
Обращения
48
Междометие
49
Утвердительные,
отрицательные
и
вопросительновосклицательные слова
50
Зачет № 2 по теме «Пунктуация в простом предложении»
Сложное предложение
51-52
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
53-55
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
56-57
Сравнительный оборот
58-59
Цельные по смыслу выражения
60-63
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Прямая речь
64-65
Знаки препинания при прямой речи и диалоге
66-67
Знаки препинания при цитатах и употребление кавычек
68-69
Сочетание знаков препинания
70
Зачет № 3 по теме «Пунктуация в сложном предложении»

10


Наверх

23 февраля- День воинской славы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».