Приложение № 1 к ООП ООО Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа» «Рассмотрено» Руководитель ШМС _____/В.А. Потапова/ Протокол №___от «__»_________2023 г. «Согласовано» Заместитель директора ______/В.А. Потапова/ «__»__________2023 г. «Утверждаю» Директор школы _______/Л.В. Григорьева/ Приказ №________ «__»________2023 г. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 2023 - 2024 учебный год Количество часов: всего__34_____ ч., в неделю _1_______ч. Составитель: Васильева Г.Н., учитель МАВ(С)ОУ «Богдановичская ОСОШ», квалификационная категория - нет 2023_ - 2024_ учебный год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность» для 9-12 классов составлена на основе: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993 “Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования” Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" Авторской программы «Финансовая грамотность» авторы: Ю. Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов, А.– Москва, «ВИТА ПРЕСС», 2016 г. Целью курса является формирование у учащихся 9-12 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами. Задачами курса является увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового рынка, распространяемой на территории Свердловской области; развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг на территории Свердловской области; развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социальноэкономическим условиям жизни; формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества. Учебная программа рассчитана на учащихся 10-12 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 12 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия. Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-12 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе. Курс базируется на комплексе знаний, закладываемых в ряде учебных предметов: «История», «Обществознание», «Технология». 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение курса «Финансовая грамотность» отводится в 9-12 классов 34 часа за счет внеурочной деятельности образовательного учреждения. 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения курса «Финансовая грамотность» ученик должен: Знать/понимать: основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых отношений; - о правах и обязанностях в сфере финансов, личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами; - основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности. уметь: • решать практические финансовые задачи. • владеть информацией финансового характера, проводить своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям, • определять стратегических целей в области управления личными финансами; • ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей; • планировать использование различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами; • подбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач; • находить источники информации для достижения поставленных целей и решения задач, • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями; совершенствования собственной познавательной деятельности. Формы контроля и критерии оценки результатов освоения учебного предмета Формы: - письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое; - устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое; - комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. Критерии: Отметка «2» - выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Отметка «3» - работа выполняется при помощи учителя. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе. Отметка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Отметка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки. 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет право изменят представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом. Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений. Таблица тематического распределения количества часов: Название раздела Кол. часов МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни 5 МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов 5 МОДУЛЬ 3 Налоги: почему их надо и чем грозит неуплата 4 МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть 5 в беду МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять 5 МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения 5 МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного 4 накопления ИТОГО 34