Приложение № 2 к ООП СОО Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа» «Рассмотрено» Руководитель ШМС _____/В.А. Потапова/ Протокол №___от «__»_________2023 г. «Согласовано» Заместитель директора ______/В.А. Потапова/ «__»__________2023 г. «Утверждаю» Директор школы _______/Л.В. Григорьева/ Приказ №________ «__»________2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Практикум по русскому языку» для обучающихся 10-12 классов Пояснительная записка Курс «Практикум по русскому языку» составлен для учащихся 10-12 классов. Курс разработан в соответствии с требованиями ФГОС среднего образования по русскому языку. Элективный курс актуален для будущих выпускников. КИМы ЕГЭ по русскому языку имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся определенных технологий выполнения этих заданий. Курс полностью ориентирован на формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к ЕГЭ по русскому языку. Кроме того, курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Курс совершенствовать языковую грамотность и орфографическую зоркость. Цель: обеспечить качественную подготовку учащихся 10-12 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ, упорядочив процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых. Задачи курса: изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку; совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа; дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки; обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий. Элективный курс «Практикум по русскому языку» использован в качестве подготовительного учебного курса по русскому языку для учащихся 10-12 классов к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе. Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д. Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ. Содержание курса построено на основе пособий Розенталя Д.Э. «Русский язык. Орфография и пунктуация» и «Русский язык. Упражнения и комментарии». Согласно ООП СОО МАВ(С)ОУ «Богдановичской ОСОШ», количество часов на изучение спецкурса по русскому языку в 10-12 классах распределено следующим образом: 10 класс (заочная форма) – 0,5 часа; 10 класс (очно-зачоная форма) – 1 час; 11 класс (очно-заочная форма) – 1 час; 12 класс (очно-заочная форма) – 2 часа. 2 Планируемые результаты освоения курса После освоения курса выпускники научатся: Соблюдать на письме правила русской орфографии и пунктуации; Владеть нормами русского литературного языка; Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; свободно пользоваться орфографическим словарём; применять знания по орфографии в практике правописания; Знать и использовать устной и письменной речи основные теоретические понятия лингвистики; Знать процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку; Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов. Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм. Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации. Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста. Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка. Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. 3 Содержание тем учебного курса 10 класс (1 час) Правописание гласных Проверяемых и непроверяемых безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Гласные после шипящих. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях. Гласные после Ц в корне, суффиксах и окончаниях. Гласные Ы и И после приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИПравописание согласных Звонкие и глухие согласные в корне и приставки на –З и –С. Двойные и непроизносимые согласные в корне. Правописание Ъ и Ь. Употребление разделительных Ъ и Ь. Употребление Ь в словах разных частей речи после шипящих. Употребление прописных букв Прописные буквы в начале текста и после знаков препинания . Собственные имена лиц, клички животных и имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий. Географические и астрономические названия. Названия исторических эпох и событий, документов, памятников старины, предметов искусства. Названия государственных и профессиональных праздников, знаменательных дат. Названия учреждений, организаций и предприятий. Наименования должностей и званий, названия орденов, медалей, знаков отличи. Названия, выделяемые кавычками. Сложносокращенные слова и аббревиатуры. Условные имена собственные. Правописание иноязычных слов Вопросы транскрипции и транслитерации. 10 класс (0,5 часа) Правописание гласных Проверяемых и непроверяемых безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях. Гласные после Ц в корне, суффиксах и окончаниях. Гласные Ы и И после приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ- . Правописание согласных Звонкие и глухие согласные в корне и приставки на –З и –С. Двойные и непроизносимые согласные в корне. Употребление разделительных Ъ и Ь. Употребление Ь в словах разных частей речи после шипящих. Употребление прописных букв Прописные буквы в начале текста и после знаков препинания. Собственные имена лиц, клички животных и имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Условные имена собственные. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий. Географические и астрономические названия. Названия, выделяемые кавычками. Названия исторических эпох и событий, документов, памятников старины, предметов искусства, государственных и профессиональных праздников, знаменательных дат. Названия учреждений, организаций и предприятий, должностей и званий, названия орденов, медалей, знаков отличия. Сложносокращенные слова и аббревиатуры 11 класс (1 час) Правописание имен существительных Окончания имен существительных. Суффиксы имен существительных. Правописание имен прилагательных Окончания имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных. Правописание сложных слов Соединительные гласные О и Е. Сложные слова без соединительных гласных. Правописание сложных существительных и прилагательных. Правописание имен числительных Числительные, количественные, порядковые, дробные числительные. Числительное ПОЛ-. 4 Правописание местоимений Отрицательные местоимения. Правописания глаголов Личные окончания глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Суффиксы глаголов. Правописание причастий Гласные в суффиксах причастий. Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание наречий Гласные на конце наречий . Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное и дефисное написание наречий. Раздельное написание наречных написаний Правописание предлогов Сложные предлоги. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний. Правописание союзов Слитное написание союзов. Раздельное написание союзов. Правописание частиц Раздельное написание частиц. Дефисное написание частиц Правописание междометий и звукоподражательных слов Дефисное написание междометий и звукоподражаний . 12 класс (2 часа) Правописание НЕ и НИ Правописание НЕ с существительными. Правописание НЕ с прилагательными. Правописание НЕ с числительными и местоимениями. Правописание НЕ с глаголами. Правописание НЕ с причастиями. Правописание НЕ с наречиями и служебными словами. Правописание НИ. Простое предложение Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи Точка и восклицательный знак. Вопросительный знак и многоточие . Тире между членами предложения Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Интонационное и соединительное тире. Знаки препинания в предложениях с однородными членами Однородные члены, не соединенные союзами. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные приложения. Знаки препинания при повторяющихся словах Запятая при повторяющихся словах. Дефисное написание повторяющихся слов. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами Обособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения Утоняющие члены предложения. Пояснительные члены предложения. Присоединительные члены предложения Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения Вводные слова и словосочетания. Вводные и вставные предложения . Обращения. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. Сложное предложение 5 Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении . Сравнительный оборот. Цельные по смыслу выражения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Прямая речь Знаки препинания при прямой речи и диалоге. Знаки препинания при цитатах и употребление кавычек. Сочетание знаков препинания. 6 Тематическое планирование 10 класс – 1 час Номера уроков 1-2 3-4 5 6 7-8 9 10-11 12 13 14 15 16 17 18-19 20-21 22-23 24 25 26 27 28 29-30 31 32 33 34 35 Наименования разделов и тем Домашние задания Правописание гласных Проверяемых и непроверяемых безударные гласные в корне Чередующиеся гласные в корне Гласные после шипящих Гласные О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях Гласные после Ц в корне, суффиксах и окончаниях Гласные Ы и И после приставок Приставки ПРЕ- и ПРИПравописание согласных Звонкие и глухие согласные в корне и приставки на –З и –С Двойные и непроизносимые согласные в корне Правописание Ъ и Ь Употребление разделительных Ъ и Ь Употребление Ь в словах разных частей речи после шипящих Зачет № 1 по теме «Правописание гласных и согласных и употребление Ъ иЬ» Употребление прописных букв Прописные буквы в начале текста и после знаков препинания Собственные имена лиц, клички животных и имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий Географические и астрономические названия Названия исторических эпох и событий, документов, памятников старины, предметов искусства Названия государственных и профессиональных праздников, знаменательных дат Названия учреждений, организаций и предприятий Наименования должностей и званий, названия орденов, медалей, знаков отличия Названия, выделяемые кавычками Сложносокращенные слова и аббревиатуры Условные имена собственные Правописание иноязычных слов Вопросы транскрипции и транслитерации Обобщающий урок по теме «Употребление прописных букв и правописание иноязычных слов» Зачет № 2 по теме «Употребление прописных букв и правописание иноязычных слов» Итоговый урок по курсу 7 10 класс – 0,5 часа Номера уроков 1 2-3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Наименования разделов и тем Домашние задания Правописание гласных Проверяемых и непроверяемых безударные гласные в корне Чередующиеся гласные в корне Гласные О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях Гласные после Ц в корне, суффиксах и окончаниях Гласные Ы и И после приставок Приставки ПРЕ- и ПРИПравописание согласных Звонкие и глухие согласные в корне и приставки на –З и –С. Двойные и непроизносимые согласные в корне Употребление разделительных Ъ и Ь Употребление Ь в словах разных частей речи после шипящих Употребление прописных букв Прописные буквы в начале текста и после знаков препинания. Собственные имена лиц, клички животных и имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Условные имена собственные Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий Географические и астрономические названия. Названия, выделяемые кавычками Названия исторических эпох и событий, документов, памятников старины, предметов искусства, государственных и профессиональных праздников, знаменательных дат Названия учреждений, организаций и предприятий, должностей и званий, названия орденов, медалей, знаков отличия Сложносокращенные слова и аббревиатуры Зачет № 1 по теме «Правописание гласных и согласных и употребление прописных букв» 8 11 класс – 1 час Номера уроков 1 2 3 4 5 6 7 8-9 10 11 12 13 14 15 16 17-18 19 20 21 22 23 24 25 26 27-28 29 30 31 32 33 34 35 Наименования разделов и тем Домашние задания Правописание имен существительных Окончания имен существительных Суффиксы имен существительных Правописание имен прилагательных Окончания имен прилагательных Суффиксы имен прилагательных Правописание сложных слов Соединительные гласные О и Е Сложные слова без соединительных гласных Правописание сложных существительных и прилагательных Правописание имен числительных Числительные, количественные, порядковые, дробные числительные Числительное ПОЛПравописание местоимений Отрицательные местоимения Практикум по правописанию именных частей речи Правописания глаголов Личные окончания глаголов Употребление буквы Ь в глагольных формах Суффиксы глаголов Правописание причастий Гласные в суффиксах причастий Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных Правописание наречий Гласные на конце наречий Наречия на шипящую Отрицательные наречия Слитное и дефисное написание наречий Раздельное написание наречных написаний Обобщающий урок по правописанию самостоятельных частей речи Зачет № 1 по теме «Правописание самостоятельных частей речи» Правописание предлогов Сложные предлоги Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний Правописание союзов Слитное написание союзов Раздельное написание союзов Правописание частиц Раздельное написание частиц Дефисное написание частиц Правописание междометий и звукоподражательных слов Дефисное написание междометий и звукоподражаний Зачет № 2 по теме «Правописание служебных частей речи» Итоговый урок по курсу 9 12 класс – 2 часа Номера уроков Наименования разделов и тем Домашние задания Правописание НЕ и НИ 1-2 Правописание НЕ с существительными 3-5 Правописание НЕ с прилагательными 6 Правописание НЕ с числительными и местоимениями 7 Правописание НЕ с глаголами 8 Правописание НЕ с причастиями 9-10 Правописание НЕ с наречиями и служебными словами 11-12 Правописание НИ 13 Зачет № 1 по теме «Правописание НЕ и НИ» Простое предложение. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 14 Точка и восклицательный знак 15 Вопросительный знак и многоточие Простое предложение. Тире между членами предложения 16-17 Тире между подлежащим и сказуемым 18 Тире в неполном предложении 19 Интонационное и соединительное тире Простое предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 20 Однородные члены, не соединенные союзами 21-22 Однородные и неоднородные определения 23 Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 24 Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами 25 Однородные члены, соединенные парными союзами 26 Обобщающие слова при однородных членах 27 Однородные и неоднородные приложения Простое предложение. Знаки препинания при повторяющихся словах 28 Запятая при повторяющихся словах 29 Дефисное написание повторяющихся слов Простое предложение. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 30-32 Обособленные определения 33-35 Обособленные приложения 36-38 Обособленные обстоятельства 39 Обособленные дополнения Простое предложение. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения 40 Утоняющие члены предложения 41 Пояснительные члены предложения 42 Присоединительные члены предложения Простое предложение. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 43-44 Вводные слова и словосочетания 45-46 Вводные и вставные предложения 47 Обращения 48 Междометие 49 Утвердительные, отрицательные и вопросительновосклицательные слова 50 Зачет № 2 по теме «Пунктуация в простом предложении» Сложное предложение 51-52 Знаки препинания в сложносочиненном предложении 53-55 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 56-57 Сравнительный оборот 58-59 Цельные по смыслу выражения 60-63 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Прямая речь 64-65 Знаки препинания при прямой речи и диалоге 66-67 Знаки препинания при цитатах и употребление кавычек 68-69 Сочетание знаков препинания 70 Зачет № 3 по теме «Пунктуация в сложном предложении» 10