Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

30. Закономерности биологии 10-12 2023-2024

Приложение № 2 к ООП СОО
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/В.А. Потапова/
Протокол №___от
«__»_________2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
______/В.А. Потапова/
«__»__________2023 г.

«Утверждаю»
Директор школы
_______/Л.В. Григорьева/
Приказ №________
«__»________2023 г.

Рабочая программа
по предмету
«_Закономерности биологии_»
2023 - 2024 учебный год

Количество часов: всего_______ ч., в неделю ________ч.
Плановых зачетов (контрольных работ) _________ ч.

Учебно-методический комплекс
Биология: Общая биология. 10 класс: учебник: базовый уровень / В.И. Сивоглазов, И.Б.
Агафонов, Е.Т. Захарова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 256 с.: ил.
Биология: Общая биология. 11 класс: учебник: базовый уровень / В.И. Сивоглазов, И.Б.
Агафонов, Е.Т. Захарова. – 9-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 208 с.: ил.
название, автор, издательство, год издания

Дополнительная
литература______________________________________________________________
название, автор, издательство, год издания

Составитель:
Стрекаловских Н.В., учитель
биологии
МАВ(С)ОУ «Богдановичская
ОСОШ»,
I квалификационная категория

2023 - 2024 учебный год

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс предназначен для учащихся 10-12 классов МАВ(С)ОУ «Богдановичская
ОСОШ».
Курс соответствует стандарту общего образования и базируется на комплексе
общеучебных и специальных знаний, умений и навыков, полученных учащимися в ходе их
обучения в общеобразовательной школе. Программа построена в соответствии с базовым
уровнем знаний по биологии и направлена на удовлетворение индивидуальных
образовательных интересов, склонностей и потребностей учащихся в расширении
содержания данного уровня биологии. Кроме этого программа предназначена для
повторения и закрепления знаний, полученных за курс среднего общего образования, а
также выработки чёткости в понимании учебного материала.
Общая характеристика курса
В программе курса представлены следующие разделы: 1. Биология как наука. Методы
научного познания; 2. Клетка как биологическая система; 3. Организм как биологическая
система; 4. Система и многообразие органического мира; 5. Эволюция живой природы; 6.
Организм человека и его здоровье; 7. Экосистемы и присущие им закономерности.
В курсе предусмотрены теоретические и практические занятия. Распределение
времени указано ориентировочно и может изменяться в зависимости от подготовки
учащихся и их потребностей.
Теоретический материал помогает расширить знания учащихся. Практические
задания способствуют развитию практических навыков использования
знаний в
необычных ситуациях, овладению необходимой культурой, которая включает в себя
умение правильно распределять время, строго следовать инструкциям, понимать условия
заданий и т.п. Предполагается знакомство с особенностями различных типов заданий,
выполнение тематических работ по различным источникам.
Работа по данной программе включает школьные и внешкольные занятия. На
школьных занятиях учитель излагает теоретический материал, проводит консультации,
организует практикумы, а учащиеся вне урока самостоятельно выполняют письменные
тренировочные задания.
Контроль знаний и умений осуществляется на основе результатов выполнения
тематических практических заданий.
Цели курса:
1. Систематизация знаний и умений обучающихся по курсу биологии.
2. Удовлетворение познавательного интереса к предмету.
Задачи курса:
1. Организовать системное повторение пройденного теоретического материала.
2. Расширить и углубить знания, насытить их современными биологическими научными
фактами и открытиями.
3. Сформировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и
анализировать информацию из различных источников.
4. Обеспечить отработку различных типов практических заданий.
Объект: подготовка учащихся по биологии.
Предмет: система работы по подготовке учащихся включающая в себя
использование лекционных и консультационных форм, а также самостоятельной работы
обучающихся.
Методы работы: лекции, практикумы, консультации.
Место курса в учебном плане
Программа курса состоит из трех блоков. Первый блок предназначен для изучения
в 10 классах, второй - в 11 классах, третий - в 12 классах. Блоки могут быть
самостоятельными курсами.

Число учебных часов при заочном форме обучения 68 аудиторных часа (10 класс –
0,5ч, 11 класс -1ч, 12 класс – 0,5ч в неделю); при очно-заочной форме обучении 51
аудиторных часа (10 класс – 1ч, 11 класс - 0,5ч в неделю).
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Биология как наука. Методы научного познания
Биология как наука. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни
организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой,
биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки
биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен
веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие,
воспроизведение, эволюция. Методы биологических исследований.
Клетка как биологическая система
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и
функций неорганических, и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот,
углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и
организме человека.
Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки –
основа её целостности.
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.
Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического
обмена. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их
взаимосвязь.
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства.
Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток.
Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Роль
мейоза и митоза.
Организм как биологическая система
Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения.
Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное
развитие организмов.
Генетика, её задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Методы генетики.
Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические
основы. Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления
генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.
Закономерности
изменчивости.
Ненаследственная
(модификационная)
изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость:
мутационная,
комбинативная. Виды мутаций и их причины.
Селекция, её задачи и практическое значение. Методы селекции. Методы выведения
новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.
Биотехнология, её направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование.
Система и многообразие органического мира
Работы К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические)
категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их
соподчинённость.
Эволюция живой природы
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица
эволюции. Микроэволюция.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Макроэволюция.
Доказательства эволюции живой природы.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Происхождение
человека.
Организм человека и его здоровье
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов человека.
Размножение и развитие человека. Внутренняя среда организма человека. Анализаторы.
Органы чувств.
Экосистемы и присущие им закономерности
Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические,
антропогенный фактор. Их значение.
Экосистема
(биогеоценоз),
её
компоненты.
Разнообразие
экосистем
(биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое
вещество, его функции.
Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение
озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.).
3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Освоение курса «Закономерности биологии» на уровне среднего общего
образования должно обеспечивать достижение следующих предметных, метапредметных и
личностных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре личностных результатов освоения курса «Закономерности биологии»
выделены следующие составляющие: осознание обучающимися российской гражданской
идентичности — готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
наличие мотивации к обучению биологии; целенаправленное развитие внутренних
убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций развития
биологического знания; готовность и способность обучающихся руководствоваться в
своей деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими системе
биологического образования; наличие экологического правосознания, способности ставить
цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения курса «Закономерности биологии» достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения учебного курса «Закономерности биологии»
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
— сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
— осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
— готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов,
решении учебных и познавательных задач, выполнении биологических экспериментов;

— способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной
жизни и объяснять её;
— умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия
людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
— готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительное отношение к мнению
оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания;
— готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2. Патриотического воспитания:
— сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
— ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы; достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
— способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии,
понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и
современного общества;
— идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность
за его судьбу.
3. Духовно-нравственного воспитания:
— осознание духовных ценностей российского народа;
— сформированность нравственного сознания, этического поведения;
— способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
— осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
— ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4. Эстетического воспитания:
— эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
— понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности;
— готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности.
5. Физического воспитания:
— понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
— понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения).
6. Трудового воспитания:
— готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
— готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
— интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
— готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания:
— экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле,
основе её существования;

— повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при
решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил
поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану
видов, экосистем, биосферы);
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
— наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта
деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в
практической деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
— понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании
рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем
мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных
закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;
— убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечения
нового уровня развития медицины; создания перспективных биотехнологий, способных
решать ресурсные проблемы развития человечества; поиска путей выхода из глобальных
экологических проблем и обеспечения перехода к устойчивому развитию, рациональному
использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни;
— заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей
культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной
грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;
— понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках,
способность использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений
окружающего мира и происходящих в нём изменений; умение делать обоснованные
заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения
достоверных выводов;
— способность самостоятельно использовать биологические знания для решения проблем
в реальных жизненных ситуациях;
— осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
— готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными
потребностями.
В
процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
— самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
— саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;

— внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
— эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
— социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса «Закономерности биологии»
включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные
(межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира
и специфику методов познания, используемых в естественных науках (вещество, энергия,
явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон,
теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и др.); универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие
формирование функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся;
способность
обучающихся
использовать
освоенные
междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и
социальной практике.
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
— самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
— использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий
(выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
— определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
— использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;
— строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и
заключения;
— применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и
отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода,
выявленных в различных информационных источниках;
— разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
— вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
— координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
— развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
2) базовые исследовательские действия:
— владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
— использовать различные виды деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в
том числе при создании учебных и социальных проектов;

— формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
— ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
— выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
— анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым
ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
— осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
— уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
— уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
— выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы
и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) действия по работе с информацией:
— ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия,
научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных
базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм
представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;
— формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;
— приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий,
совершенствовать культуру активного использования различных поисковых систем;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.);
— использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической
информацией: применять химические, физические и математические знаки и символы,
формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знаковосимволические средства наглядности;
— владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
— осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; активно участвовать в диалоге или
дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать
суждения относительно выполнения предлагаемой за дачи, учитывать интересы и
согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
предпосылок возникновения конфликтных ситуаций; уметь смягчать конфликты и вести
переговоры;
— владеть различными способами общения и взаимодействия; понимать намерения других
людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
— развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении учебной задачи;
— выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;

— принимать цель совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
— оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
— предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
— осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
— использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных
и учебных ситуациях;
— выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью
окружающих;
— самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
— самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
— давать оценку новым ситуациям;
— расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
— делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
— оценивать приобретённый опыт;
— способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
— давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
— владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
— уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других:
— принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
— признавать своё право и право других на ошибки;
— развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы СОО по биологии на базовом уровне
включают специфические для курса «Закономерности биологии» научные знания, умения
и способы действий по освоению, интерпретации и преобразованию знаний, виды
деятельности по получению нового знания и применению знаний в различных учебных
ситуациях, а также в реальных жизненных ситуациях, связанных с биологией.
10-12 классы
Предметные результаты освоения учебного курса «Закономерности биологии»
должны отражать:
1) сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания
естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и

научного мировоззрения; о вкладе российских и зарубежных учёных-биологов в развитие
биологии; функциональной грамотности человека для решения жизненных задач;
2) умение раскрывать содержание биологических терминов
и понятий: жизнь, клетка, организм; метаболизм (обмен веществ и превращение
энергии), гомеостаз (саморегуляция), уровневая организация живых систем,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, рост и развитие;
3) умение излагать биологические теории (клеточная, хромосомная, мутационная,
центральная догма молекулярной биологии), законы (Г. Менделя, Т. Моргана, Н. И.
Вавилова) и учения (о центрах многообразия и происхождения культурных растений Н. И.
Вавилова), определять границы их применимости к живым системам;
4) умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание
живых систем, процессов и явлений; организация и проведение биологического
эксперимента, выдвижение гипотезы; выявление зависимости между исследуемыми
величинами, объяснение полученных результатов, использованных научных понятий,
теорий и законов; умение делать выводы на основании полученных результатов;
5) умение выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов; особенности процессов: обмена веществ и
превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, размножения, индивидуального развития
организма (онтогенез);
6) умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов
и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм
грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости
использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального
природопользования;
7) умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное
скрещивание, сцепленное наследование; составлять схемы моногибридного скрещивания
для предсказания наследования признаков у организмов;
8) умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при
работе с учебным и лабораторным оборудованием;
9) умение критически оценивать и интерпретировать информацию биологического
содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (СМИ, научнопопулярные материалы); этические аспекты современных исследований в биологии,
медицине, биотехнологии;
10) умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая
биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать
понятийный аппарат биологии.
11) сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания
естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира и
научного мировоззрения; о вкладе российских и зарубежных учёных-биологов в развитие
биологии; функциональной грамотности человека для решения жизненных задач;
12) умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: вид,
популяция, генофонд, эволюция, движущие силы (факторы) эволюции, приспособленность
организмов, видообразование, экологические факторы, экосистема, продуценты,
консументы, редуценты, цепи питания, экологическая пирамида, биогеоценоз, биосфера;
13) умение излагать биологические теории (эволюционная теория Ч. Дарвина,
синтетическая теория эволюции), законы и закономерности (зародышевого сходства К. М.
Бэра, чередования главных направлений и путей эволюции А. Н. Северцова, учения о
биосфере В. И. Вернадского), определять границы их применимости к живым системам;
14) умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и
описание живых систем, процессов и явлений; организация и проведение биологического

эксперимента, выдвижение гипотезы; выявление зависимости между исследуемыми
величинами, объяснение полученных результатов, использованных научных понятий,
теорий и законов; умение делать выводы на основании полученных результатов;
15) умение выделять существенные признаки строения биологических объектов:
видов, популяций, продуцентов, консументов, редуцентов, биогеоценозов и экосистем;
особенности процессов: наследственной изменчивости, естественного отбора,
видообразования, приспособленности организмов, действия экологических факторов на
организмы, переноса веществ и потока энергии в экосистемах, антропогенных изменений в
экосистемах своей местности, круговорота веществ и биогеохимических циклов в
биосфере;
16) умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов
и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм
грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости
использования
достижений
современной
биологии
для
рационального
природопользования;
17) умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы переноса
веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
18) умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при
работе с учебным и лабораторным оборудованием;
19) умение критически оценивать и интерпретировать информацию биологического
содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (СМИ, научнопопулярные материалы); рассматривать глобальные экологические проблемы
современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;
20) умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая
биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать
понятийный аппарат биологии.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
Биология как наука. Методы научного познания
Клетка как биологическая система
Организм как биологическая система
Система и многообразие органического мира
Эволюция живой природы
Организм человека и его здоровье
Экосистемы и присущие им закономерности

Кол-во часов
0,5 ч
1ч
2
4
12
24
11
22
2
4
10
20
5
10
9
18
Приложение 1


Наверх

23 февраля- День воинской славы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».