Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

20. Химия 10-12 2023-2024

Приложение № 2 к ООП СОО
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/В.А. Потапова/
Протокол №___от
«__»_________2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
______/В.А. Потапова/
«__»__________2023 г.

«Утверждаю»
Директор школы
_______/Л.В. Григорьева/
Приказ №________
«__»________2023 г.

Рабочая программа
по предмету
«химия», универсальный профиль, базовый уровень
2023 - 2024 учебный год

Количество часов: всего 85 ч., в неделю 10 кл.-1ч., 11 кл.-1ч., 12 кл.-0,5ч.
Плановых зачетов 5 ч.

Учебно-методический комплекс
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс. ФГОС. Просвещение. 2021г.
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 11 класс. ФГОС. Просвещение. 2021г.
3. Примерная рабочая программа основного общего образования. 10-11 класс. 2021г.

Составитель:
Ф.И.О
Богданова Г.Н. учитель химии
МАВ(С)ОУ «Богдановичская
ОСОШ»,

2023 - 2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основу подходов к разработке примерной рабочей программы СОО по химии, к
определению общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Химия» для 10—11 классов на базовом уровне составили
концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания,
результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников.
В соответствии с данными положениями примерная рабочая программа СОО (базовый
уровень): устанавливает обязательное (инвариантное) предметное содержание, определяет
количественные и качественные его характеристики на каждом этапе изучения предмета,
предусматривает принципы структурирования содержания и распределения его по классам,
основным разделам и темам курса; даёт примерное распределение учебных часов по
тематическим разделам, рекомендует примерную последовательность изучения отдельных
тем курса с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся 10—11 классов; даёт методическую интерпретацию
целей изучения предмета на уровне: современных приоритетов в системе среднего общего
образования, содержательной характеристики планируемых результатов освоения
основной образовательной программы среднего общего образования (личностных,
метапредметных, предметных), основных видов учебно-познавательной деятельности
ученика по освоению содержания предмета. По всем названным позициям в программе
соблюдена преемственность с Примерной рабочей программой основного общего
образования по химии (для 8—9 классов образовательных организаций, базовый уровень)1.
Данная программа является ориентиром для составления рабочих программ, авторы
которых могут предложить свой подход к структурированию и последовательности
изучения учебного материала, а также своё видение относительно возможности выбора
вариативной составляющей содержания предмета дополнительно к обязательной
(инвариантной) части его содержания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Химическое образование, получаемое выпускниками средней школы, является
неотъемлемой частью их образованности. Оно служит завершающим этапом реализации
на соответствующем ему базовом уровне ключевых ценностей, присущих целостной
системе химического образования. Эти ценности касаются познания законов природы,
формирования мировоззрения и общей культуры человека, а также экологически
обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде. Реализуется
химическое образование учащихся средней школы средствами учебного предмета
«Химия», содержание и построение которого определены в программе с учётом
специфики науки химии, её
содержание и построение которого определены в программе с учётом специфики науки
химии, её значения в познании природы и в материальной жизни общества, а также с
учётом общих целей и принципов, характеризующих современное состояние системы
среднего общего образования в Российской Федерации. Так, например, при формировании
содержания предмета «Химия» учтены следующие положения о специфике и значении
науки химии:
Химия как элемент системы естественных наук играет особую роль в современной
цивилизации, в создании новой базы материальной культуры. Она вносит свой вклад
в формирование рационального научного мышления, в создание целостного
представления об окружающем мире
мире как о единстве природы и человека, которое формируется в химии на основе
1

Примерная рабочая программа основного общего образования по химии (базовый уровень) (для 8—9 классов
образовательных организаций) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021).

понимания вещественного состава окружающего мира, осознания взаимосвязи между
строением веществ, их свойствами и возможными областями применения.
Тесно взаимодействуя с другими естественными науками, химия стала неотъемлемой
частью мировой культуры, необходимым условием успешного труда и жизни каждого
члена общества. Современная химия как наука созидательная, как наука высоких
технологий направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития
человечества — сырьевой, энергетической, пищевой, экологической безопасности и
охраны здоровья.
В соответствии с общими целями и принципами СОО содержание предмета «Химия»
(10—12 классы, базовый уровень изучения) ориентировано преимущественно на
общекультурную подготовку обучающихся, необходимую им для выработки
мировоззренческих ориентиров, успешного включения в жизнь социума, продолжения
образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.
Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы — «Органическая химия»
и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются
основы базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из
общей химии) и органической химии. Формирование данной системы знаний при изучении
предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия веществ на основе
общих понятий, законов и теорий химии.
Структура содержания курсов — «Органическая химия» и «Общая и неорганическая
химия» сформирована в программе на основе системного подхода к изучению учебного
материала и обусловлена исторически обоснованным развитием знаний на определённых
теоретических уровнях. Так, в курсе органической химии вещества рассматриваются на
уровне классической теории строения органических соединений, а также на уровне
стереохимических и электронных представлений о строении веществ. Сведения об
изучаемых в курсе веществах даются в развитии — от углеводородов до сложных
биологически активных соединений. В курсе органической химии получают развитие
сформированные в основной школе первоначальные представления о химической связи,
классификационных признаках веществ, зависимости свойств веществ от их строения, о
химической реакции.
Под новым углом зрения в предмете «Химия» базового уровня рассматривается
изученный в основной школе теоретический материал и фактологические сведения о
веществах и химической реакции. Так, в частности, в курсе «Общая и неорганическая
химия» учащимся предоставляется возможность осознать значение периодического закона
с общетеоретических и методологических позиций, глубже понять историческое изменение
функций этого закона — от обобщающей до объясняющей и прогнозирующей.
Единая система знаний о важнейших веществах, их составе, строении, свойствах и
применении, а также о химических реакциях, их сущности и закономерностях протекания
дополняется в курсах 10 и 11 классов элементами содержания, имеющими
культурологический и прикладной характер. Эти знания способствуют пониманию
взаимосвязи химии с другими науками, раскрывают её роль в познавательной и
практической деятельности человека, способствуют воспитанию уважения к процессу
творчества в области теории и практических приложений химии, помогают выпускнику
ориентироваться в общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией,
критически осмысливать информацию и применять её для пополнения знаний, решения
интеллектуальных и экспериментальных исследовательских задач. В целом содержание
учебного предмета «Химия» данного уровня изучения ориентировано на формирование у
учащихся мировоззренческой основы для понимания философских идей, таких как:
материальное единство неорганического и органического мира, обусловленность свойств
веществ их составом и строением, познаваемость природных явлений путём эксперимента и
решения противоречий между новыми фактами и теоретическими предпосылками,
осознание роли химии в решении экологических проблем, а также проблем сбережения

энергетических ресурсов, сырья, создания новых технологий и материалов.
В плане решения задач воспитания, развития и социализации обучающихся принятые
программой подходы к определению содержания и построения предмета предусматривают
формирование у учащихся универсальных учебных действий, имеющих базовое значение
для различных видов деятельности: решения проблем, поиска, анализа и обработки
информации, необходимых для приобретения опыта практической и исследовательской
деятельности, занимающей важное место в познании химии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
В практике преподавания химии как в основной, так и в средней школе, при определении
содержательной характеристики целей изучения предмета направлением первостепенной
значимости традиционно признаётся формирование основ химической науки как области
современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из
компонентов мировой культуры. С методической точки зрения такой подход к
определению целей изучения предмета является вполне оправданным.
Согласно данной точке зрения главными целями изучения предмета «Химия» в средней
школе на базовом уровне являются:
формирование системы химических знаний как важнейшей составляющей естественнонаучной картины мира, в основе которой лежат ключевые понятия, фундаментальные
законы и теории химии, освоение языка науки, усвоение и понимание сущности
доступных обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей их
развития и становления;
формирование и развитие представлений о научных методах познания веществ и
химических реакций, необходимых для приобретения умений ориентироваться в мире
веществ и химических явлений, имеющих место в природе, в практической и
повседневной жизни;
развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и объяснением
химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами.
Наряду с этим содержательная характеристика целей и задач изучения предмета в
программе уточнена и скорректирована в соответствии с новыми приоритетами в системе
общего среднего образования. Сегодня в преподавании химии в большей степени отдаётся
предпочтение практической компоненте содержания обучения, ориентированной на
подготовку выпускника школы, владеющего не набором знаний, а функциональной
грамотностью, то есть способами и умениями активного получения знаний и применения
их в реальной жизни для решения практических задач.
В этой связи при изучении предмета «Химия» доминирующее значение приобретают
такие цели и задачи, как:
адаптация обучающихся к условиям динамично развивающегося мира, формирование
интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству,
самостоятельному принятию грамотных решений в конкретных жизненных ситуациях,
связанных с веществами и их применением;
формирование у обучающихся ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, поиска,
анализа и обработки информации, необходимых для приобретения опыта деятельности,
которая занимает важное место в познании химии, а также для оценки с позиций
экологической безопасности характера влияния веществ и химических процессов на
организм человека и природную среду;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся: способности самостоятельно приобретать новые знания по химии в
соответствии с жизненными потребностями, использовать современные информационные
технологии для поиска и анализа учебной и научно-популярной информации химического
содержания;

формирование и развитие у обучающихся ассоциативного и логического мышления,
наблюдательности, собранности, аккуратности, которые особенно необходимы, в
частности, при планировании и проведении химического эксперимента;
воспитание у обучающихся убеждённости в гуманистической направленности химии, её
важной роли в решении глобальных проблем рационального природопользования,
пополнения энергетических ресурсов и сохранения природного равновесия; осознания
необходимости бережного отношения к природе и своему здоровью, а также
приобретения опыта использования полученных знаний для принятия грамотных
решений в ситуациях, связанных с химическими явлениями.
Цели и задачи изучения предмета «Химия» получили подробную методическую
интерпретацию в разделе программы «Планируемые результаты освоения предмета»,
благодаря чему обеспечено чёткое представление о том, какие знания и умения имеют
прямое отношение к реализации конкретной цели.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе среднего общего образования «Химия», изучаемая на базовом уровне,
признана обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области
«Естественные науки». Учебным планом на её изучение отведено 68 учебных часов: 1 час
в неделю в 10 А (очная форма обучения), по 0,5 часов в 11 А (очная форма обучения) и
11Б(заочная форма обучения) и 0,5 часа в 12 классе; на самостоятельное изучение отведено
17 часов, по 0,5 часа в 10 Б (заочная форма обучения) и 10 В (очно-заочная форма
обучения).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре личностных
результатов освоения предмета «Химия» на уровне среднего общего образования
выделены следующие составляющие:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности - готовности к
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
наличие мотивации к обучению;
целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых
ценностей и исторических традиций базовой науки химии;
готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности
ценностно-смысловыми установками, присущими целостной системе химического
образования;
наличие правосознания экологической культуры и способности ставить цели и
строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с гуманистическими,
социокультурными, духовно-нравственными ценностями и идеалами российского
гражданского общества, принятыми в обществе нормами и правилами поведения,
способствующими процессам самопознания, саморазвития и нравственного
становления личности обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» отражают сформированность
опыта познавательной и практической деятельности обучающихся по реализации
принятых в обществе ценностей, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:

осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей, уважения
к закону и правопорядку;
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе;
готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов,
решении учебных и познавательных задач, выполнении химических экспериментов;
способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и аргументы других
при анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной
химии;
уважения к процессу творчества в области теории и практического применения
химии, осознания того, что достижения науки есть результат длительных наблюдений,
кропотливых экспериментальных поисков, постоянного труда учёных и практиков;
интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе
информации о передовых достижениях современной отечественной химии;
3) духовно-нравственного воспитания:
нравственного сознания, этического поведения;
способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и
принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций
нравственных и правовых норм и осознание последствий этих поступков;
4) формирования культуры здоровья:
понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, необходимости
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной
жизни и в трудовой деятельности;
понимания ценности правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения);
5) трудового воспитания:
коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности,
общественно полезной, творческой и других видах деятельности;
установки на активное участие в решении практических задач социальной
направленности (в рамках своего класса, школы);
интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний по химии;
уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности; готовности
к осознанному выбору индивидуальной траектории образования, будущей профессии и
реализации собственных жизненных планов с учётом личностных интересов,
способностей к химии, интересов и потребностей общества;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразного отношения к природе, как источнику существования
жизни на Земле;
понимания глобального характера экологических проблем, влияния экономических
процессов на состояние природной и социальной среды;
осознания необходимости использования достижений химии для решения вопросов
рационального природопользования;
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной среде,
умения прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых

действий и предотвращать их;
наличия развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта
деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности и умения активно
противостоять идеологии хемофобии;
7) ценности научного познания:
сформированное™ мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
понимания специфики химии как науки, осознания её роли в формировании
рационального научного мышления, создании целостного представления
об окружающем мире как о единстве природы и человека, в познании природных
закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;
убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации: в её
гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы материальной
культуры, решении глобальных проблем устойчивого развития человечества - сырьевой,
энергетической, пищевой и экологической безопасности, в развитии медицины,
обеспечении условий успешного труда и экологически комфортной жизни каждого члена
общества;
естественно-научной грамотности: понимания сущности методов познания,
используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для
анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений,
умения делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных
с целью получения достоверных выводов;
способности самостоятельно использовать химические знания для решения
проблем в реальных жизненных ситуациях;
интереса к познанию и исследовательской деятельности; готовности и
способности к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению
новых знаний по химии в соответствии с жизненными потребностями;
интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной
деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия» на уровне
среднего общего образования включают:
значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные
(межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира
и специфику методов познания, используемых в естественных науках (материя, вещество,
энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность,
закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие);
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и
социальной компетенции обучающихся;
способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и
социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными учебными
познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её
рассматривать;
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,

соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления - выделять
характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать
соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать
выводы и заключения;
применять в процессе познания, используемые в химии символические (знаковые)
модели, преобразовывать модельные представления - химический знак (символ) элемента,
химическая формула, уравнение химической реакции - при решении учебных
познавательных и практических задач, применять названные модельные представления
для выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических реакций.
2) базовые исследовательские действия:
владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций;
формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и
самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы
для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических
экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно
прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно
достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной
работе;
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности,
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная
литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета),
анализировать информацию различных видов и форм представления, критически
оценивать её достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого типа;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и
различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы,
графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
использовать научный язык в качестве средства при работе с химической
информацией: применять межпредметные (физические и математические) знаки и
символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру;
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или дискуссии,
высказывать идеи, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;
выступать с презентацией результатов познавательной деятельности, полученных
самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении химического
эксперимента, практической работы по исследованию свойств изучаемых веществ,
реализации учебного проекта и формулировать выводы по результатам проведённых
исследований путём согласования позиций в ходе обсуждения и обмена мнениями.
Овладение универсальными регулятивными действиями: самостоятельно

планировать и осуществлять свою познавательную деятельность, определяя её цели и
задачи, контролировать и по мере необходимости корректировать предлагаемый алгоритм
действий при выполнении учебных и исследовательских задач, выбирать наиболее
эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о веществах и
химических реакциях;
осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа и
самооценки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы среднего общего образования по химии
на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно
общеобразовательной
и
общекультурной подготовки обучающихся. Они
включают специфические для учебного предмета «Химия» научные знания, умения и
способы действий по освоению, интерпретации и преобразованию знаний, виды
деятельности по получению нового знания и применению знаний в различных учебных и
реальных жизненных ситуациях, связанных с химией. В программе по химии
предметные результаты представлены по годам изучения.
К концу обучения в 10 классе предметные результаты освоения курса «Органическая
химия» отражают: сформированность представлений о химической
составляющей
естественно-научной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в
формировании мышления и культуры личности, её функциональной грамотности,
необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения
к своему здоровью и природной среде; владение системой химических знаний, которая
включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка
атома, молекула, валентность, электроотрицательность, химическая связь, структурная
формула (развёрнутая и сокращённая), моль, молярная масса, молярный объём,
углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры,
гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения,
мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения); теории и
законы (теория строения органических веществ А.М. Бутлерова, закон сохранения массы
веществ); закономерности, символический язык химии; мировоззренческие знания,
лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений,
фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании
важнейших органических веществ в быту и практической деятельности человека;
сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их
взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании состава, строения и
превращений органических соединений;
сформированность умений использовать химическую символику для составления
молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой) формул органических веществ
и уравнений химических реакций, изготавливать модели молекул органических веществ
для иллюстрации их химического и пространственного строения;
сформированность умений устанавливать принадлежность изученных органических
веществ по их составу и строению к определённому классу/группе соединений
(углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, высокомолекулярные
соединения), давать им названия по систематической номенклатуре (IUPAC), а также

приводить тривиальные названия отдельных органических веществ (этилен, пропилен,
ацетилен, этиленгликоль, глицерин, фенол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная
кислота, уксусная кислота, олеиновая кислота, стеариновая кислота, глюкоза, фруктоза,
крахмал, целлюлоза, глицин);
сформированность умения определять виды химической связи в органических
соединениях (одинарные и кратные);
сформированность умения применять положения теории строения органических веществ
А.М. Бутлерова для объяснения зависимости свойств веществ от их состава и строения;
закон сохранения массы веществ;
сформированность умений характеризовать состав, строение, физические и химические
свойства типичных представителей различных классов органических веществ (метан,
этан, этилен, пропилен, ацетилен, бутадиен-1,3, метилбутадиен-1,3, бензол, метанол,
этанол, этиленгликоль, глицерин, фенол, ацетальдегид, муравьиная и уксусная кислоты,
глюкоза, крахмал, целлюлоза, аминоуксусная кислота), иллюстрировать генетическую
связь между ними уравнениями соответствующих химических реакций с использованием
структурных формул;
сформированность умения характеризовать источники углеводородного сырья (нефть,
природный газ, уголь), способы их переработки и практическое применение продуктов
переработки;
сформированность умений проводить вычисления по химическим уравнениям (массы,
объёма, количества исходного вещества или продукта реакции по известным массе,
объёму, количеству одного из исходных веществ или продуктов реакции);
сформированность умений владеть системой знаний об основных методах научного
познания, используемых в химии при изучении веществ и химических явлений
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), использовать системные
химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях,
связанных с веществами и их применением;
сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии
с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;
сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его
свойств, качественные реакции органических веществ, денатурация белков при
нагревании, цветные реакции белков) в соответствии с правилами техники безопасности
при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять результаты

химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и
формулировать выводы на основе этих результатов;
сформированность умений критически анализировать химическую информацию,
получаемую из разных источников (средства массовой информации, Интернет и других);
сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения
в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей
природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы определённых
органических веществ, понимая смысл показателя ПДК (предельно допустимой
концентрации), пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их
вредного воздействия на организм человека;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение применять знания
об основных доступных методах познания веществ и химических явлений;
для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать рельефно точечную
систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул.
К концу обучения в 11 классе предметные результаты освоения курса «Общая и
неорганическая химия» отражают:
сформированность представлений о химической составляющей естественно-научной
картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и
культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения
практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
природной среде; владение системой химических знаний, которая включает:
основополагающие понятия (химический элемент, атом, изотоп, s-, р-, cl- электронные
орбитали атомов, ион, молекула, моль, молярный объём, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая связь (ковалентная, ионная,
металлическая, водородная), кристаллическая решётка, типы химических реакций,
раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель,
восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие); теории и законы
(теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон
сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических
реакциях), закономерности, символический язык химии, мировоззренческие знания,
лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений,
фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании
важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека;
сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их
взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании неорганических
веществ и их превращений;
сформированность умений
использовать химическую символику для составления
формул веществ и уравнений химических реакций, систематическую номенклатуру
(ШРАС) и тривиальные названия отдельных неорганических веществ (угарный газ,

углекислый газ, аммиак, гашёная известь, негашёная известь, питьевая сода, пирит и
другие);
сформированность умений определять валентность и степень окисления химических
элементов в соединениях различного состава, вид химической связи (ковалентная,
ионная, металлическая, водородная) в соединениях, тип кристаллической решётки
конкретного вещества (атомная, молекулярная, ионная, металлическая), характер среды в
водных растворах неорганических соединений;
сформированность умений устанавливать принадлежность неорганических веществ по
их составу к определённому классу/группе соединений (простые вещества - металлы и
неметаллы, оксиды, основания, кислоты, амфотерные гидроксиды, соли);
сформированность умений раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и
демонстрировать его систематизирующую, объяснительную и прогностическую
функции;
сформированность умений характеризовать электронное строение атомов химических
элементов 1-4 периодов Периодической системы химических элементов Д.И.
Менделеева, используя понятия «S-, р-, d-электронные орбитали», «энергетические
уровни», объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и их
соединений по периодам и группам Периодической системы химических элементов Д.И.
Менделеева;
сформированность умений характеризовать (описывать) общие химические свойства
неорганических веществ различных классов, подтверждать существование генетической
связи между неорганическими веществами с помощью уравнений соответствующих
химических реакций;
сформированность умения
классифицировать химические реакции по различным
признакам (числу и составу реагирующих веществ, тепловому эффекту реакции,
изменению степеней окисления элементов, обратимости реакции, участию катализатора);
сформированность умений составлять уравнения реакций различных типов, полные и
сокращённые уравнения реакций ионного обмена, учитывая условия, при которых эти
реакции идут до конца;
сформированность умений проводить реакции, подтверждающие качественный состав
различных неорганических веществ, распознавать опытным путём ионы,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
сформированность умений раскрывать сущность окислительно-восстановительных
реакций посредством составления электронного баланса этих реакций;
сформированность умений объяснять зависимость скорости химической реакции от
различных факторов; характер смещения химического равновесия в зависимости от
внешнего воздействия (принцип Ле Шателье);
сформированность умений характеризовать химические процессы, лежащие в основе
промышленного получения серной кислоты, аммиака, а также сформированность

представлений об общих научных принципах и экологических проблемах химического
производства;
сформированность умений проводить вычисления с использованием понятия «массовая
доля вещества в растворе», объёмных отношений газов при химических реакциях, массы
вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного
из участвующих в реакции веществ, теплового эффекта реакции на основе законов
сохранения массы веществ, превращения и сохранения энергии;
сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии
с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;
сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент
(разложение пероксида водорода в присутствии катализатора, определение среды
растворов веществ с помощью универсального индикатора, влияние различных факторов
на скорость химической реакции, реакции ионного обмена, качественные реакции на
сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония, решение экспериментальных
задач по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники
безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием,
представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений
соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
сформированность умений критически анализировать химическую информацию,
получаемую из разных источников (средства массовой коммуникации, Интернет и
других);
сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения
в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей
природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы определённых
веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы уменьшения и
предотвращения их вредного воздействия на организм человека;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение применять знания
об основных доступных методах познания веществ и химических явлений;
для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать рельефно точечную
систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
10 КЛАСС. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Теоретические основы органической химии
Предмет органической химии: её возникновение, развитие и значение в получении
новых веществ и материалов. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова,
её основные положения. Структурные формулы органических веществ. Гомология,
изомерия. Химическая связь в органических соединениях — одинарные и кратные связи.
Представление о классификации органических веществ. Номенклатура органических
соединений (систематическая) и тривиальные названия важнейших представителей классов
органических веществ.

Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: ознакомление с
образцами органических веществ и материалами на их основе; моделирование молекул
органических веществ; наблюдение и описание демонстрационных опытов по
превращению органических веществ при нагревании (плавление, обугливание и горение).
Углеводороды
Алканы: состав и строение, гомологический ряд. Метан и этан — простейшие
представители алканов: физические и химические свойства (реакции замещения и горения),
нахождение в природе, получение и применение.
Алкены: состав и строение, гомологический ряд. Этилен и пропилен — простейшие
представители алкенов: физические и химические свойства (реакции гидрирования,
галогенирования, гидратации, окисления и полимеризации), получение и применение.
Алкадиены. Бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3: строение, важнейшие химические
свойства (реакция полимеризации). Получение синтетического каучука и резины.
Алкины: состав и особенности строения, гомологический ряд. Ацетилен — простейший
представитель алкинов: состав, строение, физические и химические свойства (реакции
гидрирования, галогенирования, гидратации, горения), получение и применение.
Арены. Бензол: состав, строение, физические и химические свойства (реакции
галогенирования и нитрования), получение и применение. Толуол: состав, строение,
физические и химические свойства (реакции галогенирования и нитрования) получение и
применение. Токсичность аренов.
Генетическая связь между углеводородами, принадлежащими к различным классам.
Природные источники углеводородов. Природный газ и попутные нефтяные газы. Нефть
и её происхождение. Способы переработки нефти: перегонка, крекинг (термический,
каталитический), пиролиз. Продукты переработки нефти, их применение в
промышленности и в быту. Каменный уголь и продукты его переработки.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: ознакомление с
образцами пластмасс, каучуков и резины; коллекции «Нефть» и «Уголь»; моделирование
молекул углеводородов и галогенопроизводных; проведение практической работы:
получение этилена и изучение его свойств.
Расчётные задачи
Вычисления по уравнению химической реакции (массы, объёма, количества исходного
вещества или продукта реакции по известным массе, объёму, количеству одного из
исходных веществ или продуктов реакции).
Кислородсодержащие органические соединения
Предельные одноатомные спирты. Метанол и этанол: строение, физические и
химические свойства (реакции с активными металлами, галогеноводородами, горение),
применение. Водородные связи между молекулами спиртов. Действие метанола и этанола
на организм человека.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин: строение, физические и химические
свойства (взаимодействие со щелочными металлами, качественная реакция на
многоатомные спирты). Действие на организм человека. Применение глицерина и
этиленгликоля.
Фенол: строение молекулы, физические и химические свойства. Токсичность фенола.
Применение фенола.
Альдегиды и кетоны. Формальдегид, ацетальдегид: строение, физические и химические
свойства (реакции окисления и восстановления, качественные реакции), получение и
применение.
Ацетон: строение, физические и химические свойства (реакции окисления и
восстановления), получение и применение.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты:

строение, физические и химические свойства (свойства, общие для класса кислот, реакция
этерификации), получение и применение. Стеариновая и олеиновая кислоты как
представители высших карбоновых кислот. Мыла как соли высших карбоновых кислот, их
моющее действие.
Сложные эфиры как производные карбоновых кислот. Гидролиз сложных эфиров.
Жиры. Гидролиз жиров. Применение жиров. Биологическая роль жиров.
Углеводы: состав, классификация углеводов (моно-, ди- и полисахариды). Глюкоза —
простейший моносахарид: особенности строения молекулы, физические и химические
свойства (взаимодействие с гидроксидом меди(II), окисление аммиачным раствором оксида
серебра(I), восстановление, брожение глюкозы), нахождение в природе, применение,
биологическая роль. Фотосинтез. Фруктоза как изомер глюкозы.
Сахароза — представитель дисахаридов, гидролиз, нахождение в природе и применение.
Крахмал и целлюлоза как природные полимеры. Строение крахмала и целлюлозы.
Физические и химические свойства крахмала (гидролиз, качественная реакция с иодом).
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: проведение,
наблюдение и описание демонстрационных опытов: горение спиртов, качественные
реакции одноатомных спиртов (окисление этанола оксидом меди(II)), многоатомных
спиртов (взаимодействие глицерина с гидроксидом меди(II)), альдегидов (окисление
аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксидом меди(II), взаимодействие крахмала
с иодом); проведение практической работы: свойства раствора уксусной кислоты.
Расчётные задачи
Вычисления по уравнению химической реакции (массы, объёма, количества исходного
вещества или продукта реакции по известным массе, объёму, количеству одного из
исходных веществ или продуктов реакции).
Азотсодержащие органические соединения
Амины. Метиламин и анилин: состав, строение, физические и химические свойства
(горение, взаимодействие с водой и кислотами).
Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Физические и химические
свойства аминокислот (на примере глицина). Биологическое значение аминокислот.
Пептиды.
Белки как природные высокомолекулярные соединения. Первичная, вторичная и
третичная структура белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация,
качественные реакции на белки.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: наблюдение и
описание демонстрационных опытов: денатурация белков при нагревании, цветные
реакции белков.
Высокомолекулярные соединения
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер,
структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Основные
методы синтеза высокомолекулярных соединений — полимеризация и поликонденсация.
Пластмассы (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полистирол). Натуральный
и синтетические каучуки (бутадиеновый, хлоропреновый и изопреновый). Волокна:
натуральные (хлопок, шерсть, шёлк), искусственные (ацетатное волокно, вискоза),
синтетические (капрон и лавсан).
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: ознакомление с
образцами природных и искусственных волокон, пластмасс, каучуков.
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении органической химии в 10 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и
понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-

научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: явление, научный факт, гипотеза, закон, теория,
анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование.
Физика: материя, энергия, масса, атом, электрон, молекула, энергетический уровень,
вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, физические величины и единицы их
измерения.
Биология: клетка, организм, биосфера, обмен веществ в организме, фотосинтез,
биологически активные вещества (белки, углеводы, жиры, ферменты).
География: минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, ресурсы.
Технология: пищевые продукты, основы рационального питания, моющие средства,
лекарственные и косметические препараты, материалы из искусственных и синтетических
волокон.
11-12 КЛАССЫ. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Теоретические основы химии
Химический элемент. Атом. Ядро атома, изотопы. Электронная оболочка.
Энергетические уровни, подуровни. Атомные орбитали, s-, p-, d-элементы. Особенности
распределения электронов по орбиталям в атомах элементов первых четырёх периодов.
Электронная конфигурация атомов.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Связь периодического закона и Периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева с современной теорией строения атомов. Закономерности
изменения свойств химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ
по группам и периодам. Значение периодического закона в развитии науки.
Строение вещества. Химическая связь. Виды химической связи (ковалентная неполярная
и полярная, ионная, металлическая). Механизмы образования ковалентной химической
связи (обменный и донорно-акцепторный). Водородная связь. Валентность.
Электроотрицательность. Степень окисления. Ионы: катионы и анионы.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава
вещества. Типы кристаллических решёток. Зависимость свойства веществ от типа
кристаллической решётки.
Понятие о дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы. Массовая доля
вещества в растворе.
Классификация неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ.
Генетическая связь неорганических веществ, принадлежащих к различным классам.
Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и
органической химии. Закон сохранения массы веществ; закон сохранения и превращения
энергии при химических реакциях.
Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Обратимые реакции.
Химическое равновесие. Факторы, влияющие на состояние химического равновесия.
Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые элект­ролиты. Среда водных
растворов веществ: кислая, нейтральная, щелочная. Понятие о водородном показателе (pH)
раствора. Реакции ионного обмена. Гидролиз неорганических и органических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Понятие об электролизе расплавов и
растворов солей. Применение электролиза.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: демонстрация таблиц
«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»; изучение моделей
кристаллических решёток; наблюдение и описание демонстрационных и лабораторных
опытов (разложение пероксида водорода в присутствии катализатора, определение среды
растворов веществ с помощью универсального индикатора, реакции ионного обмена);

проведение практической работы «Влияние различных факторов на скорость химической
реакции».
Расчётные задачи
Расчёты по уравнениям химических реакций, в том числе термохимические расчёты,
расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества».
Раздел 2. Неорганическая химия
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева и особенности строения атомов. Физические свойства неметаллов.
Аллотропия неметаллов (на примере кислорода, серы, фосфора и углерода).
Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота, фосфора, углерода
и кремния) и их соединений (оксидов, кислородсодержащих кислот, водородных
соединений).
Применение важнейших неметаллов и их соединений.
Металлы. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Особенности строения электронных оболочек атомов металлов. Общие
физические свойства металлов. Сплавы металлов. Электрохимический ряд напряжений
металлов.
Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций, магний, алюминий,
цинк, хром, железо, медь) и их соединений.
Общие способы получения металлов. Металлургия. Коррозия металлов. Способы
защиты от коррозии. Применение металлов в быту и технике.
Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений: изучение коллекции
«Металлы и сплавы», образцов неметаллов; решение экспериментальных задач;
наблюдение и описание демонстрационных и лабораторных опытов (взаимодействие
гидроксида алюминия с растворами кислот и щелочей, качественные реакции на катионы
металлов).
Расчётные задачи
Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе
или объёму одного из участвующих в реакции веществ; расчёты массы (объёма, количества
вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси.
Химия и жизнь
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности,
развитии медицины. Понятие о научных методах познания веществ и химических реакций.
Представления об общих научных принципах промышленного получения важнейших
веществ.
Человек в мире веществ и материалов: важнейшие строительные материалы,
конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники,
наноматериалы, органические и минеральные удобрения.
Химия и здоровье человека: правила использования лекарственных препаратов; правила
безопасного использования препаратов бытовой химии в повседневной жизни.
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении общей и неорганической химии в 11
классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так
и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного
цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ,
синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, явление.
Физика: материя, энергия, масса, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, изотоп,
радиоактивность, молекула, энергетический уровень, вещество, тело, объём, агрегатное

состояние вещества, физические величины и единицы их измерения, скорость.
Биология: клетка, организм, экосистема, биосфера, макро- и микроэлементы, витамины,
обмен веществ в организме.
География: минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, ресурсы.
Технология: химическая промышленность, металлургия, производство строительных
материалов, сельскохозяйственное производство, пищевая промышленность,
фармацевтическая промышленность, производство косметических препаратов,
производство конструкционных материалов, электронная промышленность,
нанотехнологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всего 68 ч
10 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч
Тема
КолОсновное содержание
во
часов
Раздел 1.
3
Теоретические основы
органической химии
3
Предмет органической
Тема 1. Предмет
химии: её возникновение,
органической химии.
развитие и значение в
Теория химического
получении новых веществ
строения
и материалов. Теория
органических
строения органических
соединений
соединений А. М.
Бутлерова, её основные
положения. Структурные
формулы органических
веществ. Гомология,
изомерия. Химическая
связь в органических
соединениях: кратные
связи, σ- и π-связи.
Представление о
классификации
органических веществ.
Номенклатура
органических
соединений
(систематическая) и
тривиальные
названия важнейших
представителей классов
органических веществ.
Демонстрации
— ознакомление с
образцами органических
веществ и материалами
на их основе;
— опыты по

Основные виды
деятельности

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выявлять их характерные
признаки), устанавливать
их взаимосвязь.
Применять положения
теории строения
органических веществ А.
М. Бутлерова для
объяснения зависимости
свойств веществ от их
состава и строения.
Использовать химическую
символику для
составления
молекулярных и
структурных
(развёрнутой,
сокращённой) формул
органических веществ.
Определять виды
химической связи
(одинарные, кратные) в
органических
соединениях. Раскрывать
роль органической химии
в природе,
характеризовать ее
значение в жизни
человека, иллюстрировать
связь с другими науками.
Наблюдать и описывать

Раздел 2.
Углеводороды
Тема 2. Предельные
углеводороды —
алканы

превращению
органических веществ
при нагревании
(плавление, обугливание
и горение).
Лабораторный опыт
— моделирование
молекул органических
веществ

демонстрационные
опыты; проводить и
описывать лабораторные
опыты и практические
работы

Алканы: состав и
строение,
гомологический ряд.
Метан и этан —
простейшие
представители алканов.
Физические и
химические свойства
(реакции замещения и
горения), нахождение в
природе, получение и
применение

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выявлять их характерные
признаки), устанавливать
их взаимосвязь,
использовать
соответствующие понятия
при описании состава,
строения и превращений
органических соединений.
Использовать химическую
символику для
составления
молекулярных и
структурных
(развёрнутой,
сокращённой) формул
органических веществ.
Устанавливать
принадлежность веществ
к определенному классу
углеводородов по составу
и строению, называть их
по систематической
номенклатуре; приводить
тривиальные названия
отдельных
представителей
углеводородов.
Определять виды
химической связи в
молекулах углеводородов;
характеризовать
зависимость реакционной
способности
углеводородов от
кратности ковалентной
связи. Характеризовать
состав, строение,
применение, физические и
химические свойства,

13
2

важнейшие способы
получения типичных
представителей
различных классов
углеводородов (метана,
этана, этилена, ацетилена,
бутадиена -1,3, бензола,
толуола). Выявлять
генетическую связь между
углеводородами и
подтверждать её наличие
уравнениями
соответствующих
химических реакций с
использованием
структурных формул.
Тема 3.
Непредельные
углеводороды:
алкены, алкадиены,
алкины

6

Алкены: состав и
строение,
гомологический ряд.
Этилен и пропилен —
простейшие
представители алкенов:
физические и химические
свойства (реакции
гидрирования,
галогенирования,
гидратации, окисления и
полимеризации),
получение и применение.
Алкадиены. Бутадиен-1,3
и метилбутадиен-1,3:
строение, важнейшие
химические свойства
(реакция
полимеризации).
Получение
синтетического каучука и
резины.
Алкины: состав и
особенности строения,
гомологический ряд.
Ацетилен — простейший
представитель алкинов:
состав, строение,
физические и химические
свойства (реакции
гидрирования,
галогенирования,
гидратации, горения),
получение и применение

Тема 4.
Ароматические
углеводороды

2

Тема 5. Природные
источники
углеводородов и их
переработка

3

Арены. Бензол: состав,
строение, физические и
химические свойства
(реакции
галогенирования и
нитрования), получение и
применение. Толуол:
состав, строение,
физические и химические
свойства (реакции
галогенирования и
нитрования), получение и
применение. Токсичность
аренов. Генетическая
связь углеводородов,
принадлежащих к
различным классам
Природные источники
углеводородов.
Природный газ и
попутные нефтяные газы.
Нефть и её
происхождение. Способы
переработки нефти:
перегонка, крекинг
(термический,
каталитический),
пиролиз. Продукты
переработки нефти, их
применение в
промышленности и в
быту. Каменный уголь и
продукты его
переработки
Демонстрация
— коллекции «Нефть» и
«Уголь».
Лабораторные опыты
— ознакомление с
образцами пластмасс,
каучуков и резины;
— моделирование
молекул углеводородов и
галогенопроизводных.
Практическая работа
№ 1. Получение этилена
и изучение его свойств.
Вычисления
— по уравнению
химической реакции
(массы, объёма,
количества исходного

Характеризовать
источники
углеводородного сырья
(нефть, природный газ,
уголь), способы их
переработки и
практическое применение
получаемых продуктов.
Использовать
естественно-научные
методы познания –
проведение, наблюдение и
описание химического
эксперимента
(лабораторные опыты и
практические работы).
Следовать правилам
безопасной работы в
лаборатории при
использовании
химической посуды и
оборудования, а также
правилам обращения с
веществами в
соответствии с
инструкциями
выполнения лабораторных
опытов и практических
работ по получению и
изучению органических
веществ. Представлять
результаты эксперимента
в форме записи уравнений
соответствующих реакций
и делать выводы на их

13
Раздел 3.
Кислородсодержащие
органические
соединения
3
Тема 6. Спирты.
Фенол

вещества или продукта
реакции по известным
массе, объёму,
количеству одного из
исходных веществ или
продуктов реакции)
Зачёт № 1: Углеводороды

основе. Проводить
вычисления для
определения
молекулярной формулы
органического вещества,
по уравнению химической
реакции.
Самостоятельно
планировать и
осуществлять свою
познавательную
деятельность; принимать
активное участие в
групповой учебной
деятельности

Предельные
одноатомные спирты.
Метанол и этанол:
строение, физические и
химические свойства
(реакции с активными
металлами,
галогеноводородами,
горение), применение.
Водородная связь.
Действие метанола и
этанола на организм
человека.
Многоатомные спирты.
Этиленгликоль и
глицерин: строение,
физические и химические
свойства
(взаимодействие со
щелочными металлами,
качественная реакция на
многоатомные спирты).
Действие на организм
человека. Применение
глицерина и
этиленгликоля.
Фенол. Строение
молекулы, физические и
химические свойства
фенола. Токсичность
фенола. Применение
фенола

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выявлять их характерные
признаки), устанавливать
их взаимосвязь,
использовать
соответствующие понятия
при описании состава,
строения и превращений
органических соединений.
Использовать химическую
символику для
составления
молекулярных и
структурных
(развёрнутой,
сокращённой) формул
органических веществ.
Устанавливать
принадлежность веществ
к определенному классу
по составу и строению,
называть их по
систематической
номенклатуре; приводить
тривиальные названия

Тема 7. Альдегиды.
Карбоновые
кислоты. Сложные
эфиры

7

Тема 8. Углеводы

3

Альдегиды и кетоны.
Формальдегид,
ацетальдегид: строение,
физические и химические
свойства (реакции
окисления и
восстановления,
качественные реакции),
получение и применение.
Ацетон: строение,
физические и химические
свойства (реакции
окисления и
восстановления),
получение и применение.
Одноосновные
предельные карбоновые
кислоты. Муравьиная и
уксусная кислоты:
строение, физические и
химические свойства
(свойства, общие для
класса кислот, реакция
этерификации),
получение и применение.
Стеариновая и олеиновая
кислоты как
представители высших
карбоновых кислот.
Мыла как соли высших
карбоновых кислот, их
моющее действие.
Сложные эфиры как
производные карбоновых
кислот. Гидролиз
сложных эфиров. Жиры.
Гидролиз жиров.
Применение жиров.
Биологическая роль
жиров
Углеводы: состав,
классификация углеводов
(моно-, ди- и
полисахариды).
Глюкоза — простейший
моносахарид:
особенности строения
молекулы, физические и
химические свойства
(взаимодействие с
гидроксидом меди(II),
окисление аммиачным

отдельных
представителей
кислородсодержащих
соединений.
Характеризовать состав,
строение, применение,
физические и химические
свойства, важнейшие
способы получения
типичных представителей
различных классов
кислородсодержащих
соединений (метанола,
этанола, глицерина,
фенола, формальдегида,
ацетальдегида, уксусной
кислоты, глюкозы,
сахарозы, крахмала,
целлюлозы); выявлять
генетическую связь между
ними и подтверждать её
наличие уравнениями
соответствующих
химических реакций с
использованием
структурных формул.
Описывать состав,
химическое строение и
применение жиров,
характеризовать их
значение для
жизнедеятельности
организмов. Осознавать
опасность воздействия на
живые организмы
определенных
органических веществ,
пояснять на примерах
способы уменьшения
и предотвращения их
вредного воздействия на
организм человека.
Использовать
естественно-научные
методы познания –
проведение, наблюдение и
описание химического
эксперимента
(лабораторные опыты и
практические работы).
Следовать правилам

раствором оксида
серебра(I),
восстановление,
брожение
глюкозы), нахождение в
природе, применение,
биологическая роль.
Фотосинтез. Фруктоза
как изомер глюкозы.
Сахароза —
представитель
дисахаридов, гидролиз,
нахождение в природе и
применение.
Крахмал и целлюлоза как
природные полимеры.
Строение крахмала и
целлюлозы. Физические
и химические свойства
крахмала (гидролиз,
качественная реакция с
иодом)
Лабораторные опыты
— горение спиртов;
— окисление этанола
оксидом меди(II);
— взаимодействие
глицерина с гидроксидом
меди(II);
— окисление альдегидов
аммиачным раствором
оксида серебра(I) и
гидроксидом меди(II);
— взаимодействие
крахмала с иодом.
Практическая работа
№ 2. Свойства раствора
уксусной кислоты.
Вычисления
— по уравнению
химической реакции
(массы, объёма,
количества исходного
вещества или продукта
реакции по известным
массе, объёму,
количеству одного из
исходных веществ или
продуктов реакции)
Зачёт № 2:
Кислодсодержащие
органические соединения

безопасной работы в
лаборатории при
использовании
химической посуды и
оборудования, а также
правилам обращения с
веществами в
соответствии с
инструкциями
выполнения лабораторных
опытов и практических
работ по получению и
изучению органических
веществ. Представлять
результаты эксперимента
в форме записи уравнений
соответствующих реакций
и делать выводы на их
основе. Проводить
вычисления для
определения
молекулярной формулы
органического вещества,
по уравнению химической
реакции. Самостоятельно
планировать и
осуществлять свою
познавательную
деятельность; принимать
активное
участие в групповой
учебной деятельности

Раздел 4.
Азотсодержащие
органические
соединения
Тема 9. Амины.
Аминокислоты.
Белки

3

3

Амины. Метиламин и
анилин: состав, строение,
физические и химические
свойства (горение,
взаимодействие с водой и
кислотами).
Аминокислоты как
амфотерные
органические
соединения. Физические
и химические свойства
аминокислот (на примере
глицина). Биологическое
значение аминокислот.
Пептиды.
Белки как природные
высокомолекулярные
соединения. Первичная,
вторичная и третичная
структура белков.
Химические свойства
белков: гидролиз,
денатурация,
качественные реакции на
белки.
Демонстрации
— денатурация белков
при нагревании;
— цветные реакции
белков.

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выявлять их характерные
признаки), устанавливать
их взаимосвязь,
использовать
соответствующие понятия
при описании состава,
строения и превращений
органических соединений.
Использовать химическую
символику для
составления
молекулярных и
структурных
(развёрнутой,
сокращённой) формул
органических веществ.
Определять
принадлежность веществ
к определенному классу
по составу и строению,
называть их по
систематической
номенклатуре; приводить
тривиальные названия
отдельных
представителей.
Характеризовать состав,
строение, применение,
физические и химические
свойства, важнейшие
способы получения
типичных представителей
азотсодержащих
соединений (метиламина,
глицина, белков).
Описывать состав,
структуру, основные
свойства белков; пояснять
на примерах значение
белков для организма
человека. Использовать
естественно-научные
методы познания –
наблюдать и описывать
демонстрационный
эксперимент.

Самостоятельно
планировать и
осуществлять свою
познавательную
деятельность; принимать
активное участие в
групповой учебной
деятельности
Раздел. 5.
Высокомолекулярные
соединения
Тема 10.
Пластмассы.
Каучуки. Волокна

2

2

Основные понятия химии
высокомолекулярных
соединений: мономер,
полимер, структурное
звено, степень
полимеризации, средняя
молекулярная масса.
Основные методы
синтеза
высокомолекулярных
соединений —
полимеризация и
поликонденсация.
Пластмассы (полиэтилен,
полипропилен,
поливинилхлорид,
полистирол).
Натуральный и
синтетические каучуки
(бутадиеновый,
хлоропреновый и
изопреновый). Волокна:
натуральные (хлопок,
шерсть, шёлк),
искусственные
(ацетатное волокно,
вискоза), синтетические
(капрон и лавсан).
Демонстрация
— ознакомление с
образцами природных и
искусственных волокон,
пластмасс, каучуков

Владеть изучаемыми
химическими понятиями:
раскрывать смысл
изучаемых понятий и
применять эти понятия
при описании состава и
строения
высокомолекулярных
органических веществ,
для объяснения отдельных
фактов и явлений.
Использовать химическую
символику для
составления структурных
формул веществ и
уравнений реакций
полимеризации и
поликонденсации.
Описывать состав,
строение, основные
свойства каучуков,
наиболее
распространённых видов
пластмасс, волокон;
применение
в различных отраслях.
Использовать
естественно-научные
методы познания –
наблюдать и описывать
демонстрационный
эксперимент

11 КЛАСС. ОБЩАЯ ХИМИЯ
0,5 ч в неделю, всего 17 ч
Тема
Колво
часов

Основное содержание

Основные виды
деятельности

Раздел 1.
Теоретические
основы химии
Тема 1. Строение
атомов.
Периодический
закон и
Периодическая
система
химических
элементов Д. И.
Менделеева

17

Тема 2. Строение
вещества.
Многообразие
веществ

4

5

Химический элемент.
Атом. Ядро атома,
изотопы. Электронная
оболочка. Энергетические
уровни, подуровни.
Атомные орбитали, s-, p-,
d-элементы. Особенности
распределения электронов
по орбиталям в атомах
элементов первых четырёх
периодов. Электронная
конфигурация атомов.
Периодический закон и
Периодическая система
химических элементов Д.
И. Менделеева. Связь
периодического закона и
Периодической системы
химических элементов Д.
И. Менделеева
с современной теорией
строения атомов.
Закономерности
изменения свойств
химических элементов
и образуемых ими простых
и сложных веществ по
группам и периодам.
Значение периодического
закона в развитии науки.
Демонстрации
Виды таблиц
«Периодическая система
химических элементов Д.
И. Менделеева»
Строение вещества.
Химическая связь. Виды
химической связи
(ковалентная неполярная и
полярная, ионная,
металлическая).
Механизмы образования
ковалентной химической
связи (обменный и
донорно-акцепторный).
Водородная связь.
Валентность.
Электроотрицательность.
Степень окисления. Ионы:

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выявлять их характерные
признаки), устанавливать
их взаимосвязь. Раскрывать
смысл периодического
закона Д. И. Менделеева и
демонстрировать его
систематизирующую,
объяснительную и
прогностическую функции.
Характеризовать
электронное строение
атомов химических
элементов 1–4 периодов,
используя понятия s-, p-, dэлектронные орбитали,
энергетические уровни.
Объяснять закономерности
изменения свойств
химических элементов и их
соединений по периодам и
группам Периодической
системы Д. И. Менделеева

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
(выделять их характерные
признаки) и применять эти
понятия при описании
состава и строения веществ,
для объяснения отдельных
фактов и явлений.
Определять виды
химической связи
(ковалентной, ионной,
металлической,
водородной) в
соединениях; тип

Тема 3.
Химические
реакции

8

катионы и анионы.
Вещества молекулярного и
немолекулярного
строения. Закон
постоянства состава
вещества. Типы
кристаллических решёток
и свойства веществ.
Понятие о дисперсных
системах. Истинные и
коллоидные растворы.
Массовая доля вещества в
растворе.
Классификация
неорганических
соединений. Номенклатура
неорганических веществ.
Генетическая связь
неорганических веществ,
принадлежащих
к различным классам

кристаллической решётки
конкретного вещества.
Определять валентность и
степень окисления
химических элементов в
соединениях различного
состава. Проводить
вычисления с
использованием понятия
«массовая доля вещества в
растворе». Владеть
изучаемыми химическими
понятиями

Химическая реакция.
Классификация
химических реакций в
неорганической и
органической химии.
Закон сохранения массы
веществ; закон сохранения
и превращения энергии
при химических реакциях.
Скорость реакции, её
зависимость от различных
факторов. Обратимые
реакции. Химическое
равновесие. Факторы,
влияющие на состояние
химического равновесия.
Принцип Ле Шателье.
Электролитическая
диссоциация. Сильные и
слабые электролиты.
Среда водных растворов
веществ: кислая,
нейтральная, щелочная.
Понятие о водородном
показателе (pH) раствора.
Реакции ионного обмена.
Гидролиз органических и
неорганических веществ.
Окислительновосстановительные

Объяснять зависимость
скорости химической
реакции от различных
факторов. Определять
характер смещения
химического равновесия в
зависимости от внешнего
воздействия (принцип Ле
Шателье). Составлять
уравнения реакций
различных типов; полные и
сокращённые уравнения
реакций ионного обмена,
учитывая условия, при
которых эти реакции идут
до конца. Использовать
естественно-научные
методы познания –
проведение, наблюдение и
описание химического
эксперимента
(демонстрационные и
лабораторные опыты,
практические работы): по
определению среды водных
растворов веществ, реакций
ионного обмена, влиянию
различных факторов на
скорость реакций.
Следовать правилам

реакции. Понятие об
электролизе расплавов и
растворов солей.
Применение электролиза.
Демонстрации
— модели
кристаллических решёток;
— разложение пероксида
водорода в присутствии
катализатора.
Лабораторные работы
— проведение реакций
ионного обмена;
— определение среды
растворов веществ с
помощью универсального
индикатора.
Практическая работа
№ 1. Влияние различных
факторов на скорость
химической реакции.
Вычисления
— расчеты с
использованием понятия
«массовая доля
растворённого вещества»;
— расчёты по уравнениям
химических реакций, в том
числе термохимические
расчёты
Зачёт № 1.Многообразие
веществ. Химические
реакции
12 КЛАСС. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
0,5 ч в неделю, всего 17 ч
Тема
Кол- Основное содержание
во
часов
Раздел 1.
15
Неорганическая
химия
8
Неметаллы. Положение
Тема 1.
неметаллов в
Неметаллы
Периодической системе
химических элементов Д.
И. Менделеева и
особенности строения
атомов. Физические
свойства неметаллов.
Аллотропия неметаллов
(на примере кислорода,

пользования химической
посудой и лабораторным
оборудованием.
Представлять результаты
химического эксперимента
в форме записи уравнений
соответствующих реакций
и делать выводы на их
основе. Проводить
вычисления по уравнениям
химических реакций, в том
числе термохимические
расчёты

Основные виды деятельности

Раскрывать смысл изучаемых
понятий (выделять их
характерные признаки) и
применять эти понятия при
описании состава и строения
веществ, для объяснения
отдельных фактов и явлений.
Объяснять общие
закономерности в изменении
свойств неметаллов и их

серы, фосфора и
углерода).
Химические свойства
важнейших неметаллов
(галогенов, серы, азота,
фосфора, углерода и
кремния) и их
соединений (оксидов,
кислородсодержащих
кислот, водородных
соединений).
Применение важнейших
неметаллов и их
соединений

соединений с учётом строения
их атомов и положения в
Периодической системе
химических элементов Д. И.
Менделеева. Характеризовать
(описывать) общие химические
свойства неметаллов, их
важнейших соединений,
подтверждая это описание
примерами уравнений
соответствующих химических
реакций. Характеризовать
влияние неметаллов и их
соединений на живые
организмы; описывать
применение в различных
областях практической
деятельности человека.
Подтверждать существование
генетической связи между
неорганическими веществами с
помощью уравнений
соответствующих химических
реакций. Раскрывать сущность
окислительновосстановительных
реакций посредством
составления электронного
баланса этих реакций.
Проводить реакции,
подтверждающие характерные
свойства изучаемых веществ,
распознавать опытным путём
анионы, присутствующие в
водных растворах. Использовать
естественно-научные методы
познания – проведение,
наблюдение и описание
химического эксперимента
(демонстрационные и
лабораторные опыты,
практические работы).
Представлять результаты
химического эксперимента в
форме записи уравнений
соответствующих реакций и
делать выводы на их основе.
Следовать правилам
пользования химической
посудой и лабораторным
оборудованием. Проводить
вычисления по уравнениям
химических реакций.

Тема 2.
Металлы

7

Самостоятельно планировать и
осуществлять свою
познавательную деятельность;
принимать активное участие в
групповой учебной
деятельности
Металлы. Положение
Раскрывать смысл изучаемых
металлов в
понятий (выделять их
Периодической системе
характерные признаки) и
химических элементов Д. применять эти понятия при
И. Менделеева.
описании состава и строения
Особенности строения
веществ, для объяснения
электронных оболочек
отдельных фактов и явлений.
атомов металлов. Общие Объяснять общие
физические свойства
закономерности в изменении
металлов. Сплавы
свойств элементов – металлов и
металлов.
их соединений с учётом
Электрохимический ряд
строения их атомов и положения
напряжений металлов.
в Периодической системе
Химические свойства
химических элементов Д. И.
важнейших металлов
Менделеева. Характеризовать
(натрий, калий, кальций, (описывать) общие химические
магний, алюминий, цинк, свойства металлов, их
хром, железо, медь) и их важнейших соединений,
соединений.
подтверждая это описание
Общие способы
примерами уравнений
получения металлов.
соответствующих химических
Металлургия. Коррозия
реакций; применение металлов в
металлов. Способы
различных областях, а также
защиты от коррозии.
использование их для создания
Применение металлов в
современных материалов и
быту и технике
технологий. Описывать способы
защиты металлов от коррозии.
Демонстрации
— образцы неметаллов;
Раскрывать сущность
— взаимодействие меди
окислительнос азотной кислотой
восстановительных реакций
различной концентрации; посредством составления
— коллекция «Металлы
электронного баланса этих
и сплавы».
реакций. Проводить реакции,
Лабораторные опыты подтверждающие характерные
— качественные реакции свойства изучаемых веществ,
на анионы и катион
распознавать опытным путём
аммония;
ионы металлов,
— взаимодействие
присутствующие в водных
гидроксида алюминия с
растворах. Использовать
растворами кислот и
естественно-научные методы
щелочей;
познания – проведение,
— качественные реакции наблюдение и описание
на катионы металлов.
химического эксперимента
Практические работы (демонстрационные и
№ 1. Решение
лабораторные опыты,
экспериментальных задач практические работы).

Раздел 2. Химия
и жизнь
Тема 3. Химия
и жизнь

по теме «Неметаллы»;
№ 2. Решение
экспериментальных задач
по теме «Металлы».
Вычисления
— расчёты массы
вещества или объёма
газов по известному
количеству вещества,
массе или объёму одного
из участвующих в
реакции веществ;
расчёты массы (объёма,
количества вещества)
продуктов реакции, если
одно из веществ имеет
примеси;
— расчёты массы
(объёма, количества
вещества) продукта
реакции, если одно из
веществ дано в виде
раствора с определённой
массовой долей
растворённого вещества.
Зачёт № 1: Металлы и
неметаллы

Представлять результаты
химического эксперимента в
форме записи уравнений
соответствующих реакций и
делать выводы на их основе.
Следовать правилам
пользования химической
посудой и лабораторным
оборудованием. Проводить
вычисления по уравнениям
химических реакций.

Роль химии в
обеспечении
экологической,
энергетической и
пищевой безопасности,
развитии медицины.
Понятие о научных
методах познания
веществ и химических
реакций.
Представления об общих
научных принципах
промышленного
получения важнейших
веществ.
Человек в мире веществ
и материалов:
важнейшие строительные
материалы,
конструкционные
материалы, краски,
стекло, керамика,
материалы для

Сформулировать правила
безопасного обращения с
химическими веществами в
быту
Раскрывать роль химии в
решении энергетических,
сырьевых и экологических
проблем человечества,
описывать основные
направления развития
химической науки и технологии.
Применять правила безопасного
обращения с веществами,
используемыми в повседневной
жизни, правила поведения в
целях сбережения здоровья и
окружающей природной среды;
понимать вред (опасность)
воздействия на живые
организмы определенных
веществ смысл показателя ПДК,
пояснять на примерах способы
уменьшения и предотвращения

2
2

электроники,
наноматериалы,
органические и
минеральные удобрения.
Химия и здоровье
человека: правила
использования
лекарственных
препаратов; правила
безопасного
использования
препаратов бытовой
химии в повседневной
жизни

их вредного воздействия.
Анализировать и критически
оценивать информацию,
связанную с химическими
процессами и их влиянием на
состояние окружающей среды.
Использовать полученные
знания и представления о сферах
деятельности, связанных с
наукой и современными
технологиями, как основу для
ориентации в выборе своей
будущей профессиональной
деятельности. Принимать
участие в обсуждении проблем
химической и экологической
направленности, высказывать
собственную позицию по
проблеме и предлагать
возможные пути её решения

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ В 10 КЛАССЕ
Тема
Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова, её
основные положения.
Физические и химические свойства (реакции замещения и горения),
нахождение в природе, получение и применение
Алкадиены. Бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3: строение, важнейшие
химические свойства (реакция полимеризации). Получение
синтетического каучука и резины.
Алкины: состав и особенности строения, гомологический ряд.
Ацетилен — простейший представитель алкинов: состав, строение,
физические и химические свойства (реакции гидрирования,
галогенирования, гидратации, горения), получение и применение
Толуол: состав, строение, физические и химические свойства (реакции
галогенирования и нитрования), получение и применение.
Токсичность аренов. Генетическая связь углеводородов,
принадлежащих к различным классам
Способы переработки нефти: перегонка, крекинг (термический,
каталитический), пиролиз. Продукты переработки нефти, их
применение в промышленности и в быту. Каменный уголь и продукты
его переработки
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин: строение,
физические и химические свойства (взаимодействие со щелочными
металлами, качественная реакция на многоатомные спирты).
Действие на организм человека. Применение глицерина и
этиленгликоля.

Кол-во часов
1
1
3

1

1

2

Фенол. Строение молекулы, физические и химические свойства
фенола. Токсичность фенола. Применение фенола
Сложные эфиры как производные карбоновых кислот. Гидролиз
сложных эфиров. Жиры. Гидролиз жиров. Применение жиров.
Биологическая роль жиров
Крахмал и целлюлоза как природные полимеры. Строение крахмала и
целлюлозы. Физические и химические свойства крахмала
Пептиды. Белки как природные высокомолекулярные соединения.
Первичная, вторичная и третичная структура белков. Химические
свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные реакции на
белки.
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер,
полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя
молекулярная масса. Основные методы синтеза высокомолекулярных
соединений — полимеризация и поликонденсация.
Пластмассы (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид,
полистирол). Натуральный и синтетические каучуки (бутадиеновый,
хлоропреновый и изопреновый). Волокна: натуральные (хлопок,
шерсть, шёлк), искусственные (ацетатное волокно, вискоза),
синтетические (капрон и лавсан).

2

2
2

2


Наверх

23 февраля- День воинской славы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».