Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

21 Фин. грамотность 9 2023-2024

Приложение № 1 к ООП ООО
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/В.А. Потапова/
Протокол №___от
«__»_________2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
______/В.А. Потапова/
«__»__________2023 г.

«Утверждаю»
Директор школы
_______/Л.В. Григорьева/
Приказ №________
«__»________2023 г.

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
2023 - 2024 учебный год

Количество часов: всего__34_____ ч., в неделю _1_______ч.

Составитель:
Васильева Г.Н., учитель
МАВ(С)ОУ «Богдановичская
ОСОШ»,
квалификационная категория - нет

2023_ - 2024_ учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность» для 9-12 классов составлена
на основе:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями);
 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении








федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования" (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993 “Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования”
Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 "Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования"

Авторской программы «Финансовая грамотность»
авторы: Ю. Брехова, А.
Алмосов, Д. Завьялов, А.– Москва, «ВИТА ПРЕСС», 2016 г.

Целью курса является
 формирование у учащихся 9-12 классов необходимых знаний, умений и навыков для
принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными
финансами.
Задачами курса является
 увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового
рынка, распространяемой на территории Свердловской области;
 развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты
прав потребителей финансовых услуг на территории Свердловской области;
 развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социальноэкономическим условиям жизни;
 формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых
решений
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными
вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми
институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления
уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте
у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем
позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать
возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать
финансовые мошенничества.
Учебная программа рассчитана на учащихся 10-12 классов и составлена с учётом
психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают
необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы
правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая
грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками
более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники
12 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой
знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся

чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного
финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-12 классов
предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и
взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий
банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и
пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными
фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования
накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных
рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму
базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Курс базируется на комплексе знаний, закладываемых в ряде учебных предметов:
«История», «Обществознание», «Технология».
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Финансовая грамотность» отводится в 9-12 классов 34 часа за
счет внеурочной деятельности образовательного учреждения.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Финансовая грамотность» ученик должен:
Знать/понимать:
 основные понятия и инструменты взаимодействия с участниками финансовых
отношений;
- о правах и обязанностях в сфере финансов, личной ответственности за решения,
принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- основные принципы принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей
жизнедеятельности.
уметь:
• решать практические финансовые задачи.
• владеть информацией финансового характера, проводить своевременный анализ и
адаптация к собственным потребностям,
• определять стратегических целей в области управления личными финансами;
• ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
• планировать использование различных инструментов в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
• подбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач;
• находить источники информации для достижения поставленных целей и решения задач,
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
 совершенствования собственной познавательной деятельности.
Формы контроля и критерии оценки результатов освоения учебного предмета
Формы:
- письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему
вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные,
лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о
наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты,
рефераты и другое;
- устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в
форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;

- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Критерии:
Отметка «2» - выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к
выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие
необходимых умений.
Отметка «3» - работа выполняется при помощи учителя. Учащиеся показывают
знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при
самостоятельной работе.
Отметка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и
самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности
выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает
знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Отметка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой
последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение
и навыки.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей, каждый
из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая
составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания,
полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена
таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного
решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная
последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от
логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет
право изменят представленную последовательность в оптимальном для выбранной
ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также
количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом.
Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к
процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а
рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены
вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт
возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Таблица тематического распределения количества часов:
Название раздела
Кол. часов
МОДУЛЬ 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
5
МОДУЛЬ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
5
МОДУЛЬ 3 Налоги: почему их надо и чем грозит неуплата
4
МОДУЛЬ 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть
5
в беду
МОДУЛЬ 5 Собственный бизнес: как создать и не потерять
5
МОДУЛЬ 6 Риски в мире денег: как защититься от разорения
5
МОДУЛЬ 7 Обеспеченная старость: возможности пенсионного
4
накопления
ИТОГО
34


Наверх

23 февраля- День воинской славы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».