Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

16 Я - оратор 9 2023-2024

Приложение № 1 к ООП ООО
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/В.А. Потапова/
Протокол №___от
«__»_________2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
______/В.А. Потапова/
«__»__________2023 г.

«Утверждаю»
Директор школы
_______/Л.В. Григорьева/
Приказ №________
«__»________2023 г.

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«_Я - оратор_»
2023 - 2024 учебный год

Количество часов: всего 34 ч., в неделю 1 ч.

Составитель:
Потапова В.А., учитель русского
языка и литературы
МАВ(С)ОУ «Богдановичская
ОСОШ»,
I квалификационная категория

2023 - 2024 учебный год

Пояснительная записка
Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и
интеллектуального уровня каждого. «Заговори, чтоб я тебя увидел» - эти мудрые слова
принадлежат философу Сократу. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого
богата, образна; каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово –
хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное и чтобы быть
понятым, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов
и выражений, необходимо развивать свою речь.
Владение ораторским искусством – это не просто умение красиво говорить, это
умение эффективно общаться. В наше время все чаще возникают ситуации, когда
современный школьник не может сориентироваться в конкретной речевой ситуации,
построить своё высказывание в соответствии с данной ситуацией, не владеет этическими
нормами речи.
Программа курса способствует обучению школьников элементарным правилам
построение публичной речи. Курс «Я – оратор» предназначен для обучающихся 9 классов.
Мир XXI в. сложен и многообразен. Это мир открытых возможностей. В последнее
время заметно усилился интерес к культуре речи. Искусством содержательной, доходчивой,
логичной и грамматически правильной речи желают овладеть ораторы, агитаторы,
информаторы. Каждый мечтает стать известным, а наикратчайший путь к известности – это
«умение говорить. Именно оно выводит на авансцену общественной жизни, придает ему
смелость, чувство уверенности в своих силах, становится средством для достижения
жизненного успеха».
Основные цели предлагаемого курса: овладение умениями и навыками
публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией.
Овладение искусством блестящего рассказчика, умения говорить увлекательно, развитие
красноречия. Выработка собственного стиля, особенной манеры общения с людьми,
реализация через общение своей индивидуальности.
Задачи курса:
 научить основным приемам публичного выступления как убеждающей и
воспитывающей силы искусства.
 создать условия для формирования, развития коммуникативных умений;
 создать условия для развития творческих качеств и познавательной активности,
способности самостоятельно мыслить;
 создать условия для развития умения анализировать, обобщать полученные
самостоятельно знания;
 создать условия для развития риторических умений и навыков.
Как мы знаем, научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду
и тренироваться. То же самое относится к навыкам выступления перед публикой и к
навыкам общения. Курс внеурочной деятельности «Я – оратор» дает возможность развития
социальной одаренности, позволяет учащимся получить не только полезные знания, но на
практике отработать все приемы, способствующие развитию грамотной, красивой, смелой
речи, развитию навыков выступления перед аудиторией.
Теоретические открытия мы будем воплощать в проектной деятельности,
результатом которой будет документальный фильм «Один год школьной жизни», так как
нашим корреспондентам понадобятся умения не только убеждать, объединять, страстно и
эмоционально говорить, но и активно слушать.
Образцовая речь для человека XXI столетия – это целесообразность, смысл и добро,
в триединстве выраженные в слове. Даже то немногое, что, уважаемые родители, я Вам
представила, говорит об актуальности предложенного мне и моим учащимся курса.
Формы и методы и приемы работы – это лекции (ознакомление с ораторским
искусством, особенностями публичной речи), беседы, встречи с интересными людьми и
практика (дебаты в группе, публичные выступления перед малыми группами учащихся,

участие в общешкольных мероприятиях). Анализ публичных выступлений политиков,
работа с опорными схемами: «Риторические умения и навыки», «этапы подготовки
публичного выступления», структура речи», работа с таблицей «Законы логики», тест
«Художественно-выразительные средства языка», составление плана выступления, анализ
ситуативных задач.
Планируемые результаты:
 овладение техниками построения устной монологической речи;
 умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и
реакцию аудитории;
 умение управлять своим телом и голосом;
 умение уместно использовать разные уровни энергетики, жесты, интонации,
контакт глазами;
 умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;
 умение противостоять словесной агрессии;
 овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная,
ситуативная;
 соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и
личного общения;
 умение готовиться к выступлению.
Программа «Я - оратор» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса
Вводное занятие. Особенности ораторского искусства. Самодиагностика. (1)
Раздел I. Личность оратора (1)
Личность оратора.
Раздел II. Факторы успешного выступления (16 ч.)
Этапы подготовки публичного выступления: изобретения; нахождения;
расположения; выражения; произнесения; запоминания. Цели и виды речи
(информирующая, аргументирующая, эпидейктическая). Подготовка речи: выбор темы,
цель речи. Составление плана речи. Структура речи – вступление, основная часть и
заключение; основные требования, приемы. Композиция речи. Методы изложения
материала. Изобразительно-выразительные средства публичной речи (фигуры мысли и
фигуры слова). Речевое дыхание. Постановка на публике и контакт с аудиторией.
Методы и приемы: анализ публичных выступлений политиков, работа с опорными
схемами: «Риторические умения и навыки», «этапы подготовки публичного выступления»,
структура речи», работа с таблицей «Законы логики», тест «Художественно-выразительные
средства языка», составление плана выступления, анализ ситуативных задач.
Раздел III. Аргументация (6 ч.)
Две группы аргументов: рациональные и нерациональные. Различение аргументов:
исчерпывающие, главные и спорные. Прямое и косвенное доказательство. Основные
требования к теории аргументации. Законы логики.
Методы и приемы: работа с опорной схемой «Основные виды аргументации»,
анализ ситуационных задач, анализ художественных текстов, создание аргументов на
заданную тему.
Раздел IV. Аудитория (8 ч.)
Особенности аудитории. Виды аудитории: по возрасту, по структуре, по тематике.
Способы размещения слушателей в аудитории: аудиторное, «конференция»,
«подкова», V-образное расположение, «круглый стол», «кабаре». Достоинства каждого
способа размещения.
Приемы активизации внимания в аудитории: обращение с вопросами, пауза,
вопросно-ответный прием, элементы юмора, создание проблемных ситуаций, гипотез и т.д.

Основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания:
неожиданность, провокация, гипербола, прогнозирование и т.д.
Вербальные средства общения и их роль при выступлении: жесты, мимика,
интонация.
Методы и приемы: работа с опорной схемой «Способы размещения слушателей в
аудитории», анализ ситуационных задач, работа с таблицей «Как установить и
поддерживать контакты с аудиторией», использование информационных технологий, в
частности презентационную поддержку занятия, тренинг «Способы борьбы со страхом и
волнением».
Раздел V. Мысль изреченная (2 ч.)
Защита подготовленных выступлений.
Тематический план
№
Тема занятий
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1. Вводное занятие. Особенности ораторского
1
1
искусства. Самодиагностика.
Раздел I. Личность оратора (1)
2. Личность оратора.
1
1
Раздел II. Факторы успешного выступления (16 ч.)
3.
Этапы подготовки публичного
1
1
2
выступления: изобретения; нахождения;
расположения; выражения; произнесения;
запоминания
4.
Цели и виды речи (информирующая,
1
1
2
аргументирующая, эпидейктическая).
5. Подготовка речи: выбор темы, цель речи.
1
1
2
6. Составление плана речи. Структура речи –
1
1
2
вступление, основная часть и заключение;
основные
требования,
приемы.
Композиция речи.
7.
Методы изложения материала.
1
1
2
Изобразительно-выразительные средства
публичной речи (фигуры мысли и фигуры
слова).
8. Техника речи и постановка голоса.
1
1
2
9. Речевое дыхание.
1
1
2
10. Постановка на публике и контакт с
1
1
2
аудиторией.
Раздел III. Аргументация (6 ч.)
11.
Две
группы
аргументов:
1
1
2
рациональные
и
нерациональные.
Различение аргументов: исчерпывающие,
главные и спорные.
12.
Прямое и косвенное доказательство.
1
1
2
13.
Основные требования к теории
1
1
2
аргументации. Законы логики.
Раздел IV. Аудитория (8 ч.)
14.
Особенности аудитории. Виды
1
1
2
аудитории: по возрасту, по структуре, по
тематике.
Способы размещения слушателей в
аудитории: аудиторное, «конференция»,

15.

16.

17.

18.

«подкова», V-образное расположение,
«круглый стол», «кабаре». Достоинства
каждого способа размещения.
Приемы активизации внимания в
1
аудитории: обращение с вопросами, пауза,
вопросно-ответный
прием,
элементы
юмора, создание проблемных ситуаций,
гипотез и т.д.
Основные приемы, способствующие
1
привлечению и удержанию внимания:
неожиданность, провокация, гипербола,
прогнозирование и т.д.
Вербальные средства общения и их
1
роль при выступлении: жесты, мимика,
интонация.
Раздел V. Мысль изреченная (2ч.)
Защита подготовленных
выступлений.

1

2

1

2

1

2

2

2

Итого:

34

1.

2.
3.
4.

5.

Литература
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор :
пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 223
с.
Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет : пособие для
учащихся / С. И. Львова. – М. : Дрофа, 2004. – 208 с.
Михальская, А. К. Русский язык : Риторика, 10-11 класс : учеб. для общеобразоват.
Учреждений / А. К. Михальская. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 491 с.
Сенина Н. А., Глянцева Т. Н., Гурдаева Н. А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори,
чтобы я тебя увидел» : учебное пособие для формирования языковой и
коммуникативной компетенций. 10-11-й классы / Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А.
Гурдаева ; под ред. Н. А. Сениной. – Изд. 2-е, исправ. И доп. – Ростов н/ Д : Легион,
2014. – 272 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Шестакова Е. Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи. – СПб. : Питер.
2017. – 192 с.


Наверх

23 февраля- День воинской славы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».