Приложение № 2 к ООП СОО
на 2025-2026 учебный год
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное
учреждение «Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная
школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/В.А. Потапова/
Протокол №___от
«__»_________2025 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
______/В.А. Потапова/
«__»__________2025 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_______/Л.В. Григорьева/
Приказ №________
«__»________2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 7581244)
«Разговоры о важном»
для обучающихся 10-11 классов
г. Богданович 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы Программа курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» (далее — программа) разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов федеральных основных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
● в формировании его российской идентичности;
● в формировании интереса к познанию;
● в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
● в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
● в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
● в развитии у школьников общекультурной компетентности;
● в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
● в осознании своего места в обществе;
● в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
● в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной образования». программы начального общего
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла
внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9 и
10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю,
34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на
уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения
нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В
течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и
тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им.
При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные
особенности
территории, где
функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень
развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса
семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие
задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача
педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием
(исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем
школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на
три структурные части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть —
основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную
часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество)
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль
знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение
знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный
язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации.
Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под
влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь — признак
образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в
современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать
новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль
распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и эффективных источников
энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Музыка
как вид искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: ее жанры и
направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной
ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому
труду, к государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила общения
внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование
ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей —
залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет
взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие
культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории
Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших
предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц
истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в
развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении,
дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении
возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать
другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине,
промышленности и т.д. Мировое признание достижений отечественной научной школы.
Открытия И.В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для
подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные
усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения
конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессиональные
качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное
отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный
день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и
заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности
— неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев
Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за
самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека
как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных
ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого
гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить
добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Роль в
формировании нравственности традиционных ценностей, культуры и истории. 15
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не
только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах,
чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов
России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития
отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения.
Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый
фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как
появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение
исторического и культурного наследия как направление государственной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея —
крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный
музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшении
жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная
работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в
нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и
развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий?
Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым? Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту
интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы.
Диалог между государствами как основа международной стабильности. Навыки для
жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный
диалог.
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник,
который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой
деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и
профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д.
Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России. Русский театр — это не просто сцена и кулисы, это зеркало общества,
отражающее эпохи, нравы и судьбы страны. Театр — семья разных профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие.
Достижения русской театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие
школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека
перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем
физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Труд конструкторов, инженеров,
летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые
горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние
планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста количества
мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это
друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и
помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе.
Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу.
Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих
событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне
последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания
создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных
поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и
уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых
ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского
воспитания,
патриотического
воспитания,
духовно-нравственного
воспитания,
эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания,
осознания ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
проявлять готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности; определять назначение и функции различных
социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владеть языковыми средствами — уметь ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в раз личных ситуациях;
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учётом гражданских и нравственных ценностей; владеть навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского
литературного языка и развитие умения применять знания о них в речевой практике;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и
скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравствен но-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой культуры; формирование представлений об изобразительновыразительных возможностях русского языка; формирование умений учитывать
исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе
анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах
образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике
страны/стран изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный язык как
средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и
самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и связанных с
ней процессов в окружающем мире; формирование базовых навыков и умений по
соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе
со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической науке, её
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного
развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и
человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом
процессе; формирование умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений вести диалог,
обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение
умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие
связи социальных объектов и процессов; формирование представлений об основных
тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном
мире; формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений; развитие навыков оценивания социальной
информации, умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов общественного развития.
География: формирование представлений о современной географической науке, её
участии в решении важнейших проблем человечества; владение географическим
мышлением для определения географических аспектов природных, социальноэкономических и экологических процессов и проблем; формирование системы
комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных
особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; владение
умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях; владение умениями
географического анализа и интерпретации разнообразной информации; владение
умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей
среды, адаптации к изменению её условий; формирование представлений и знаний об
основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой; владение основными методами научного познания;
формирование собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(10–11 классы)
№
Темы занятий
Количество
п/п
часов
1
Зачем человеку учиться?
1
2
Русский язык в эпоху
цифровых технологий
1
3
Цифровой
суверенитет страны
1
Основное содержание
Виды деятельности
Электронные ресурсы
обучающихся
Обучение — важный процесс развития че- Эвристическая
ловека. Роль знаний в развитии личности и беседа,
просмотр
общества. Влияние цифровых технологий видеофрагментов,
на
приобретение
знаний.
Развитие выполнение
разговорыоважном.рф
навыков работы в команде, уважения интерактивных заданий,
разных мнений, разрешения конфликтов и работа
в
группах,
эмпатии в ходе школьного образования.
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: жизнь, созида- заданий
тельный труд, патриотизм
Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью Эвристическая
народов Российской Федерации. Современ- беседа,
просмотр
ное разнообразие русского языка, измене- видеофрагментов,
ния в устной и письменной речи под влия- выполнение
разговорыоважном.рф
нием цифровой среды. Грамотная, логичная интерактивных заданий,
и понятная речь — признак образованного работа
в
группах,
человека и залог успеха в будущем. выполнение творческих
Правила использования стилей речи в заданий
современной коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм
Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность Эвристическая
государства и каждого человека? Возмож- беседа,
просмотр
ности цифрового мира: как современные видеофрагментов,
технологии помогают учиться, работать и выполнение
разговорыоважном.рф
осваивать
новые
горизонты.
Мир интерактивных заданий,
цифровых профессий: как создаются работа
в
группах,
новые технологии? Правила безопасного выполнение творческих
поведения в сети и угрозы цифрового заданий
мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека
4
5
6
7
Мирный атом.
День работника атомной
промышленности
О творчестве.
Ко
Дню
музыки
Что такое уважение?
Ко Дню учителя
Как понять друг друга
разным поколениям?
1
1
1
1
Мирный атом — это использование атомной
энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль распространения атомной
энергии. Уникальные атомные технологии и
достижения отечественной научной школы.
Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей Музыка как вид искусства. Состояние
развития
современной отечественной
музыки: жанры и направления.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству
Уважение — это понимание безусловной
ценности каждого человека. Осознанное
уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила
общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни
и формиро- вание ответственности. О роли
педагога в воспитании личности.
Формирующиеся ценности:взаимоуважение,
служение Отечеству и ответственность за
его судьбу
Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Преодоление
конфликтов и проблем в общении за счет
взаимоуважения и обмена опытом.
Формирующиеся ценности: крепкая семья
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в
группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа
в
группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа
в
группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.рф
выполнение
интерактивных заданий,
работа
в
группах,
выполнение творческих
заданий
8
9
10
О городах России.
Ко Дню народного
единства
Общество безграничных
возможностей
Селекция и генетика.
К 170-летию
И. В. Мичурина
1
1
1
Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской
Федерации. Древнейшие города России как
хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Формирующиеся ценности: единство народов России, гражданственность
Современное общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но
имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации.
Роль цифровых технологий в расширении
возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Формирующиеся
ценности:
жизнь,
взаимоуважение
Генетика и селекция — перспективные области науки, улучшающие жизнь общества.
Уникальные научные достижения российских ученых прошлого и настоящего.
Открытия И. В. Мичурина и их влияние на
развитие
страны.
Возможности
для
подрастающего поколения в познании мира
и личном развитии.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
высокие нравственные идеалы
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
11
12
13
14
Как решать
конфликты и
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога
Профессия —
жизнь спасать
Домашние питомцы.
Всемирный день питомца
Россия — страна
победителей.
Ко Дню Героев Отечества
1
1
1
1
Конфликты и трудности — естественный
элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу
как залог преодоления трудностей. Правила
разрешения конфликтных ситуаций.
Формирующиеся ценности: взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм
Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях.
Спасатель и риск ради другого человека.
Профессиональные качества и навыки
спасателей. Поведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное отношение к
своей
и
чужой
жизни,
правила
безопасности.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
служение Отечеству и ответственность за
его судьбу
Роль домашних питомцев в жизни
человека.
Бережное
отношение
к
питомцам и ответ- ственность за их жизнь
— качества владель- ца домашних
животных. Всемирный день питомца
объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и забо- ты
о животных. Правила безопасности при
общении с животными.
Формирующиеся ценности: милосердие
Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма, мужества и решительности — неотъемлемая
часть
российской
идентичности
и
культурного кода. День Героев Отечества
—
выражение
благодарности,
признательности
и
уважения
за
самоотверженность и мужество.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
15
16
17
Закон и справедливость.
Ко Дню Конституции
Совесть внутри нас
Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие
1
1
1
служение Отечеству и ответственность за
его судьбу
Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов
страны как прямая обязанность каждого
гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Формирующиеся
ценности:
справедливость, жизнь, достоинство, права
и свободы чело- века
Совесть
—
внутренний
ориентир,
помогающий отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в осуществлении
личного выбора. Влияние традиционных
ценностей, культуры и исторического опыта
страны на формирование нравственных
ориентиров личности. Формирующиеся
ценности: патриотизм, созидательный
труд
Зимние каникулы — это время не только для
семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел.
Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней
сказки для своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая семья,
единство народов России, взаимопомощь
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
18
19
20
Как создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация
Музейное дело.
170 лет Третьяковской
галерее
Как создавать свой
бизнес?
1
1
1
История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание
советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд
большой команды профессионалов. Современная мультипликация, профессии этой
сферы.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, гуманизм
Российские
музеи
—
хранители
богатейшего
материального
и
нематериального
наследия
страны.
Сохранение исторического и культурного
наследия
как
направление
государственной политики. Изучение, реставрация
и интерпретация памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший
музей русского искусства и объект
всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и развивать
школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству
Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и
принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в
развитии отечественной экономики и
улучшении жизни людей. Бизнес — это не
только личный успех, но и ответственная
командная работа. С чего начать свое дело?
О мерах поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
21
22
23
Есть ли у знания
границы?
Ко Дню науки
Слушать,
слышать и
договариваться.
Кто такие дипломаты?
Герой из соседнего
двора. Региональный
урок ко Дню защитника
Отечества
1
1
1
Богатейшее наследие российской науки и
ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие
науки. Как меняются научные подходы с
развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
созидательный труд
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту
интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы.
Диалог между государствами как основа
международной стабильности. Навыки для
жизни: как научиться договариваться с
окружающими
людьми
и
вести
конструктивный диалог.
Формирующиеся ценности: историческая
память и преемственность поколений,
многонациональное единство
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером
для окружающих. В каждом регионе
России
живут
выдающиеся
герои,
отважные,
мужественные
и
трудолюбивые. Что такое героизм? Какие
качества отличают героя?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
единство народов России
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
24
25
26
День наставника
Большой. За кулисами.
250 лет Большому
театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей
России
Как
справляться с
волнением?
1
1
1
День наставника — важный государственный праздник, который позволяет закрепить
статус наставников, подчеркнуть значимость
этой деятельности и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский
как основоположник научной педагогики в
России. Как найти наставника?
Формирующиеся
ценности:
служение
Отечеству, созидательный труд
Русский театр — это не просто сцена и
кулисы, это зеркало общества, отражающее
эпохи, нравы и судьбы страны. Театр —
семья разных профессий: декораторы,
костюмеры,
режиссеры,
музыканты,
дирижеры, гримеры и многие другие.
Достижения русской театральной школы,
вошедшие в мировую практику. Развитие
школьных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, созидательный
труд
Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния,
забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки
положительно влияют на эмоциональное
состояние? Как их сформировать и придерживаться?
Формирующиеся ценности: жизнь
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
27
65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики
28
Как мусор получает
«вторую жизнь»?
Технологии переработки
29
Что значит работать
в команде? Сила команды.
Ко Дню труда
1
1
1
Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли —
приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Труд конструкторов, инженеров,
летчиков и других специалистов открывает
для страны и всего человечества новые
горизонты.
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, историческая память
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина
роста количества мусора. Климатические
изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов
и роль государства в этом процессе. Какие
полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Формирующиеся ценности: созидательный
труд
Команда — это друзья и единомышленники,
где каждый вносит свой значимый вклад в
общее дело и помогает добиться успеха.
Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех и
вместе переживать неудачу. Примеры
коллективной работы в истории страны.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
30
31
Песни о войне.
Ко Дню
Победы
Ценности, которые
нас объединяют
1
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Песня была участницей многих великих
свершений. В ней отразилась история,
судьба великой страны. Влияние песни на
чувство сопричастности истории народа,
сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Сохранение памяти о героях
Великой Отечественной войны как нравственная ценность нашего народа.
Формирующиеся ценности: единство народов России, историческая память и преемственность поколений
Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности — это ориентир, который
помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны.
Следование
ценностям
помогает
человеку развиваться и достигать успеха.
Уникальность каждого человека и опыт
разных поколений обогащают общество, но
только
в сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением друг к
другу существует сильный и сплоченный
народ.
Формирующиеся ценности: традиционные
российские духовно-нравственные
ценности
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
31
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10-11 КЛАССЫ
№
Тема урока
Количество часов
п/п
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
Зачем
человеку
1
0
0
учиться?
2
Русский язык в
1
0
0
эпоху
цифровых
технологий
3
Цифровой
1
0
0
суверенитет страны
4
Мирный атом.
1
0
0
День
работника
атомной
промышленности
5
О творчестве. Ко
1
0
0
Дню музыки
6
Что такое уважение?
1
0
0
Ко Дню учителя
7
Как понять друг
1
0
0
друга
разным
поколениям?
8
О городах России. Ко
1
0
0
Дню
народного
единства
9
Общество
1
0
0
безграничных
возможностей
10 Селекция и генетика.
1
0
0
К 170-летию
И. В. Мичурина
11 Как
решать
1
0
0
Дата
Домашнее задание
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
01.09
https://разговорыоважном.рф/
08.09
https://разговорыоважном.рф/
15.09
https://разговорыоважном.рф/
22.09
https://разговорыоважном.рф/
29.09
https://разговорыоважном.рф/
06.10
https://разговорыоважном.рф/
13.10
https://разговорыоважном.рф/
20.10
https://разговорыоважном.рф/
10.11
https://разговорыоважном.рф/
17.11
https://разговорыоважном.рф/
24.11
https://разговорыоважном.рф/
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
конфликты
и
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога
Профессия — жизнь
спасать
Домашние питомцы.
Всемирный
день
питомца
Россия — страна
победителей.
Ко Дню Героев
Отечества
Закон
и
справедливость. Ко
Дню Конституции
Совесть внутри нас
Календарь полезных
дел.
Новогоднее
занятие
Как
создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация
Музейное дело.
170
лет
Третьяковской
галерее
Как создавать свой
бизнес?
Есть ли у знания
границы?
Ко Дню науки
1
0
0
01.12
https://разговорыоважном.рф/
1
0
0
08.12
https://разговорыоважном.рф/
1
0
0
15.12
https://разговорыоважном.рф/
1
0
0
22.12
https://разговорыоважном.рф/
1
1
0
0
0
0
29.12
12.01
https://разговорыоважном.рф/
https://разговорыоважном.рф/
1
0
0
19.01
https://разговорыоважном.рф/
1
0
0
26.01
https://разговорыоважном.рф/
1
0
0
02.02
https://разговорыоважном.рф/
1
0
0
09.02
https://разговорыоважном.рф/
22
23
24
25
26
27
Слушать, слышать и
договариваться.
Кто
такие
дипломаты?
Герой из соседнего
двора.
Региональный урок
ко Дню защитника
Отечества
День наставника
Большой.
За
кулисами. 250 лет
Большому театру и
150
лет
Союзу
театральных
деятелей России
Как справляться с
волнением?
65 лет триумфа.
Ко
Дню
космонавтики
28
29
30
31
Как мусор получает
«вторую
жизнь»?
Технологии
переработки
Что значит работать
в команде? Сила
команды. Ко Дню
труда
Песни о войне. Ко
Дню Победы
Ценности, которые
1
0
0
16.02
https://разговорыоважном.рф/
1
0
0
02.03
https://разговорыоважном.рф/
1
1
0
0
0
0
16.03
23.03
https://разговорыоважном.рф/
https://разговорыоважном.рф/
1
0
0
06.04
https://разговорыоважном.рф/
-
0
0
13.04
https://разговорыоважном.рф/
1
0
0
20.04
https://разговорыоважном.рф/
1
0
0
27.04
https://разговорыоважном.рф/
1
0
0
04.05
https://разговорыоважном.рф/
1
0
0
18.05
https://разговорыоважном.рф/
нас объединяют
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
31
0
0
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (начально общее образование, основное общее
образование, среднее общее образование). ФГБ НУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания». Москва – 2025.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://разговорыоважном.рф/.
https://институтвоспитания.рф/.
https://t.me/institut_vospitaniya.