ЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приложение № 2 к ООП СОО
на 2025-2026 учебный год
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное
учреждение «Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная
школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/В.А. Потапова/
Протокол №___от
«__»_________2025 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
______/В.А. Потапова/
«__»__________2025 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_______/Л.В. Григорьева/
Приказ №________
«__»________2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6633920)
Элективный курс: «Основы психологии»
для обучающихся 10–11 классов
МО Богданович, 2025
Пояснительная записка
к программе элективного курса «Основы психологии» (10-11 классы)
Программа элективного курса составлена на основе:
- Программы Психология 10 класс / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной .- 2е изд., стер.- М.:
Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
- Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. Основы психологии: 10 класс. - Ч.1./ Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В,
М.: Гуманитарный Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Преподавание психологии предполагает сотрудничество старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания,
личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются
нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления
ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между
людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.
Цели преподавания психологии:
-Развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы, миром людей и миром культуры.
- Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).
•
•
•
•
•
•
Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;
оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностныхориентаций);
развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний другихлюдей;
• обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.
Программа рассчитана на 2 года обучения (10 - 11 классы, 34 часа ежегодно). Курс психологии рассчитан на подростков 16 - 17 лет,
соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов девушек и юношей.
Программа включает в себя следующие разделы: Введение в науку, Познавательные процессы, Эмоции и чувства (10 класс), Личность,
Межличностные отношения, Общение, Жизненное самоопределение (11 класс).
Преподавание психологии предусматривает теоретическую подготовку, а также ориентировано на обращение к тем проблемам, которые
важны для девушек и юношей в силу возрастных особенностей развития.
Возраст учащихся 10-11 классов благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению - личностному,
профессиональному, жизненному. Поэтому с ними в учебной работе по психологии основное внимание уделяется формированию их понимания
своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и
будущей семейной жизни.
Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:
^ гуманизация образования;
^ интеграция предметов;
^ дифференциация и индивидуализация обучения;
^ природосообразность материала;
^ доступность образования;
^ логичность и системность изложения материала;
^ полнота и завершенность содержательных линий.
Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические
особенности в содержательных акцентах и способах проведения:
^ Обучающиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы,
сущность и условия развития личности.
^ Еженедельные уроки психологии позволяют обучающимся сориентироваться в особенностях “психологического” взаимодействия, его целях и
результатах.
^ Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый обучающийся наполняет
волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными
затруднениями отдельных обучающихся.
Курс «Основы психологии» имеет теоретико-прикладную направленность, то есть в каждой теме предусматривается психологический
практикум, в котором старшеклассникам предлагаются: психотехнические игры и упражнения, игры-коммуникации, анализ конфликтных
ситуаций, рефлексивные упражнения. Занятия содержат следующие элементы:
- Ведется индивидуальная работа в тетради, которые хранятся у старшеклассников, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности
записей в тетради. Это обеспечивает детям определенную степень психологической безопасности.
- Работы в тетради проверяются и оцениваются: записывается мнение, реплика, риторический вопрос, размышление психолога как
индивидуальная обратная связь.
- Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме минитренинга, работа проводится в круге.
- В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми юношеского возраста.
- Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и/или обсуждение, благодаря которому обучающиеся получают
возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.
- Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений
и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их
использовании - это помочь подросткам найти психологическийподтекст упражнения.
- Подведение итогов занятия - предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме
открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.
Программа предполагает использование следующих методических приемов:
*устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемойтемы урока;
* «универсализация"трудностей через использование проективных форм «Одна девушка...», «Большинство людей...»;
*обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
*тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексиярезультатов урока, анонимное
обращение обучающихся к собственным затруднениям;
*контроль “уровня достижений” в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в“поле опыта” учащихся
(уровень личностной ассимиляции знаний).
Механизм оценивания результатов:
1. Владение фактами:
- установление причин фактов;
- установление взаимосвязей между фактами;
- отличие основных фактов и фактов второстепенных.
2. Владение проблематикой:
- формулирование проблем по теме;
- умение отыскать возможные пути решения проблемы.
3. Владение понятиями:
- раскрытие содержания понятий;
- установление взаимосвязей между понятиями; - практическое применение понятий.
4. Владение правилами и приемами:
- формулирование правил, требований, приемов;
- раскрытие содержания правил, требований, приемов;
- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов.
5. Проверка навыков:
- моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение; -выполнение комплекса
действий, составляющих определенное умение;
- самоанализ результатов выполнения подобных действий.
В ходе изучения курса учащиеся будут участвовать в проектно-исследовательской деятельности, создавать проекты, которые будут
представляться по окончании курса. Поэтому в учебном плане предусматривается работа над проектами.
Содержание программы
10 класс (34 часа)
№ п/п
Раздел
Название темы урока
Основные термины
1
Введение в психологию Что изучает психология? Значение и задачи
психологии как науки.
2
Головной мозг и психика.
Зависимость
психической
деятельности человека от особенностей его
нервной системы
Нейропсихология, межполушарная Мини-сочинение «Что делает
асимметрия
мой мозг, когда я сплю?»
3
Практикум: Методы психологии.
Проективные методики как средство
самопознания
Психические явления,
Наблюдение «Как я (член
познавательные процессы, свойства моей семьи) провела
психики, состояния психики, метод выходной день»
(по схеме)
Как создать свой проект. Основы проектноисследовательской деятельности
Проект, проектная деятельность,
этапы проектирования
4
5
Учебный проект
Ощущение и восприятие Понятие об ощущениях. Как мы ощущаем
окружающий мир.
Психология как наука, психика,
отрасли психологии
Домашнее задание
Придумать 5 вопросовиз
области психологии
Распределение учащихся по
рабочим группам,
определение
темы проекта
Ощущение, виды ощущений, пороги Мини-сочинение
ощущений, адаптация,
сенсибилизация, синестезия.
Понятие о восприятии. Восприятие другого
человека
6
7
8
Память
9
10
11
Мышление
12
13
14
15
Восприятие, свойства восприятия,
константность, активность, иллюзии
восприятия
Подготовка проектов
Практикум: «Я создаю картину окружающего Рефлексия
мира»
Подготовка проектов
Память, виды памяти, процессы
Понятие о памяти. Процессы и виды памяти. памяти
Особенности моей памяти
Подготовка проектов
Мнемотехнические приёмы
Подготовка проектов
Практикум: Мнемотехнические приемы.
Отработка и усвоение некоторых из них.
Мышление и его характеристика
Мышление, виды мышления,
операции мыслительные, ум,
интеллект
Приготовить логические
задачи, вопросы
Особенности моего мышления
Мыслительные операции
Креативность мышления
Подготовка проектов
Подготовка проектов
Практикум: Исследование моего мышления
Воображение
«Самое сильное ощущение в
моей жизни»
Тренинг мышления
Воображение и его характеристика
16
Воображение и аутотренинг
17
Сновидения как форма воображения.
Воображение, воссоздающееи
творческое воображение,
галлюцинации, приёмы
воображения: агглютинация,
акцентирование, схематизация,
Подготовка проектов
Рисунок «Несуществующее
животное»
Аутогенная тренировка, медитация,
саморегуляция
Упражнения на
саморегуляцию (отработка)
Фрейдизм
Разбор сновидения по схеме
18
19
Внимание
Практикум: Воображение. Фантазия.
Творчество.
Понятие о внимании. Свойства и виды
внимания.
20
Особенности моего внимания.
21
Практикум: Как управлять своим вниманием?
22
23
24
25
Проективные методики, эмпатия,
рефлексия
Внимание, концентрация,
распределение, объём,
устойчивость, переключение
внимания, доминанта
Подготовка проектов
Творческая работа «Мой
помощник в жизни Внимание»
Гиперактивность
Презентация проектов Анализ проектной деятельности.
Предварительная защита проектов
Эмоции и чувства
Подготовка проектов
Подготовка проектов
Подготовка проектов
Понятия об эмоциях и чувствах, их
физиологические основы
Эмоции, чувства, информационная Подготовка проектов
теория
П.Симонова, Теория Джеймса
Ланге, теория Йеркса-Додсона
Виды эмоций: положительные,
отрицательные, стенические, астенические.
Виды эмоций, приспособительнозащитная функция эмоций
Подготовка проектов
Подготовка проектов
27
Виды чувств. Настроения, аффекты, страсти, Аффекты, настроение, страсти,
стресс.
стресс
Способы выражения эмоций и чувств
Агрессия, «Я-высказывание»
28
Трудные состояния, их типология
Памятка «Как я готовлюсь к
экзаменам?»
26
Трудное состояние, монотония,
скука, депрессия, фрустрация,
дистресс, стресс
Памятка «Как я справляюсь
со стрессом?»
29
Психологический стресс: что с ним делать?
Памятка «Что делать,
Травматический стресс,
если...?» (о трудных
посттравматические стрессовые
ситуациях на экзаменах)
нарушения, экзаменационный стресс
30
Основы саморегуляции
Саморегуляция, мышечная
релаксация, ресурсное состояние
31
Теоретические
вопросы
психологии
горя: виды, феноменология, динамика
32
Практикум: Эмоциональный термометр
(измерение своего эмоционального
состояния)
Защита проектов
33
34
Горе, нормальное горе,
психологическая защита, стадии
горя
Упражнения на
саморегуляцию (отработка)
Упражнение «Письмо из
будущего»
Подготовка проектов
Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Основы психологии»
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Тема урока
Введение в психологию
Что изучает психология? Значение и задачи психологии как науки.
Головной мозг и психика. Зависимость психической деятельности человека от особенностей его нервной
системы
Практикум: Методы психологии. Проективные методики как средство самопознания
Учебный проект
Как создать свой проект. Основы проектно-исследовательской деятельности
Ощущение и восприятие
Понятие об ощущениях. Как мы ощущаем окружающий мир.
Понятие о восприятии. Восприятие другого человека
Практикум: «Я создаю картину окружающего мира»
Память
Понятие о памяти. Процессы и виды памяти.
Особенности моей памяти
Практикум: Мнемотехнические приемы. Отработка и усвоение некоторых из них.
Мышление
Мышление и его характеристика
Особенности моего мышления
Практикум: Исследование моего мышления
Тренинг мышления
Воображение
Воображение и его характеристика
Воображение и аутотренинг
Сновидения как форма воображения.
Практикум: Воображение. Фантазия. Творчество.
Внимание
Понятие о внимании. Свойства и виды внимания.
Дата по
плану
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
16.01
23.01
30.01
Дата
проведения
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Особенности моего внимания.
Практикум: Как управлять своим вниманием?
Презентация проектов
Анализ проектной деятельности. Предварительная защита проектов
Предварительная защита проектов.
Эмоции и чувства
Понятия об эмоциях и чувствах, их физиологические основы
Виды эмоций: положительные, отрицательные, стенические, астенические.
Виды чувств. Настроения, аффекты, страсти, стресс.
Способы выражения эмоций и чувств
Трудные состояния, их типология
Психологический стресс: что с ним делать?
Основы саморегуляции
Теоретические вопросы психологии горя: виды, феноменология, динамика
Практикум: Эмоциональный термометр (измерение своего эмоционального состояния)
Защита проектов
Защита проектов
Защита проектов
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
27.04
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
15.05
22.05
Содержание программы
11 класс (34 часа)
№
п/п
1.
2-3.
4.
5-7.
8-9.
Раздел
Название темы занятия
Личность
Юношеская «Я-концепция». Знаю ли я
свой возраст?
Основные термины
Домашнее задание
Психологический
Возрастная периодизация,
автопортрет
возраст, теория детского
развития, «Я-концепция»
Личность и ее проявления: понятие о
Личность, человек, индивид,
Описать, используя
личности.
индивидуальность
примеры из своей жизни,
Природа личности и ее формирование. Психоанализ, бихевиоризм,
формы прорыва
гуманистическая психология
бессознательного
Личность, «Я-концепция»,
Распределение тем
самовыражение,
проектов, разделение на
самоактуализация
группы
Понятие о темпераменте.
Мини-сочинение «Я
Учение Гиппократа, теория Павлова.
холерик, когда... Я
Темперамент, интроверсия,
Типы темперамента
флегматик, когда. Я
экстраверсия, эмоциональная
меланхолик, когда. Я
стабильность, теория Павлова
сангвиник, когда.»
Сангвинистический,
холерический, флегматичный,
меланхоличный типы
темперамента
Понятие о характере. Черты характера.
Практикум: «Я и моя самооценка»
Характер, рефлексия,
самооценка
Проективный рисунок
«Дерево характера»
Практикум: «Акцентуации характера»
10.
11
12.
13
14.
Общение
Работа над проектами
Акцентуация характера,
теории Личко А.Е., Леонгарда
К. Личность, самооценка,
акцентуации характера
Психология человеческих отношений.
Найти в художественной
Социальная психология,
Понятие общения. Виды, структура и
литературе описания
социальнопсихологические
уровни общения.
Социально
явления, окно Джохари
психологическихявлений
Общение, когнитивный,
разных типов.
эмоциональный,
Работа над проектами
поведенческий компоненты
общения
Психологические способы воздействия
Работа над проектами
Заражение, внушение,
в процессе общения.
убеждение, подражание,
Вербальные и невербальные средства
референтная группа
общения
Вербальное и невербальное
общение, эмпатия
15
16.
17.
Язык телодвижений. Жесты и их
значение.
Зоны и территории общения
Трансактный анализ общения.
Теория Э.Берна
18
20.
Трудности в общении.
Проблема застенчивости в общении.
Конфликт и способы его разрешения.
21.
Практикум: «Стратегия моего
общения»
22.
23.
Практикум: «Язык тела»
Практикум:
«Коммуникативные игры»
Коммуникационные жесты,
Зональное пространство,
Наблюдение, анализ
невербального общения
Трансакция (перекрёстная,
взаимодополнительная),
эгосостояния, «Ребёнок»,
«Родитель», «Взрослый»
Проанализировать диалог
(из личного опыта,
художественной
литературы) с точки зрения
трансактного анализа
Установки, барьеры общения,
конфликт Самооценка,
застенчивость
Анализ конфликтной
ситуации
Создать коллаж «Мои
сильные стороны»
Работа над проектами
Компромисс, противоборство,
избегание, уступчивость,
сотрудничество
Невербальное общение
Работа над проектами
Механизмы психологической Заполнить Дневник года
Работа над проектами
защиты, психоанализ,
аффирмация,
манипулирование
24
25.
26.
27.
Межличностные Межличностные отношения в малых
отношения
группах.
Социально-психологический портрет
коллектива (классификация
А.Н.Лутошкина)
Роль эмоций в
общении.
Управление
эмоциями.
Виды эмоций: положительные,
отрицательные, стенические,
астенические.
Способы выражения эмоций и чувств
28.
Трудные состояния, их типология
29.
Психологический стресс: что с ним
делать?
30.
Основы саморегуляции
Работа над проектами
Творческая работа «Мой
класс»
Малая группа,
межличностные отношения,
Коллектив, классификация
Лутошкина - Уманского,
социальнопсихологический
климат группы, общение,
межличностные
взаимоотношения, «Яконцепция»
Подготовка проектов
Виды эмоций,
приспособительно-защитная
функция эмоций
Агрессия, «Я-высказывание» Памятка «Как я справляюсь
со стрессом?»
Памятка «Как я готовлюсь к
экзаменам?»
Трудное состояние,
монотония, скука, депрессия,
фрустрация, дистресс, стресс
Памятка «Что делать,
Травматический стресс,
если...?» (о трудных
посттравматические
ситуациях на экзаменах)
стрессовые нарушения,
экзаменационный стресс
Саморегуляция, мышечная
релаксация, ресурсное
Упражнения на
состояние.
саморегуляцию (отработка)
31
33.
34.
Жизненное
Мотивы. Мотивация деятельности.
самоопределение Временная перспектива будущего.
Рефлексия
Практикум: «Модель моей будущей
жизни» (программа развития
временной перспективы).
Мотив, мотивация,
притязания временная
перспектива, «Я-концепция»
Защита проектов
Подготовка проектов
Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Основы психологии»
№ п/п
Тема урока
Личность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Юношеская «Я-концепция». Знаю ли я свой возраст?
Личность и ее проявления: понятие о личности.
Природа личности и ее формирование.
Направленность и способности личности: потребности, интересы, склонности, способности, задатки
Понятие о темпераменте.
Учение Гиппократа, теория Павлова.
Типы темперамента
Понятие о характере. Черты характера.
Практикум: «Я и моя самооценка»
Практикум: «Акцентуации характера»
Общение
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Психология человеческих отношений.
Понятие общения. Виды, структура и уровни общения.
Психологические способы воздействия в процессе общения.
Вербальные и невербальные средства общения
Язык телодвижений. Жесты и их значение.
Зоны и территории общения
Трансактный анализ общения. Теория Э.Берна
Трудности в общении.
Проблема застенчивости в общении.
Конфликт и способы его разрешения.
Практикум: «Стратегия моего общения»
Практикум: «Язык тела»
Практикум: «Коммуникативные игры»
Межличностные отношения
Межличностные отношения в малых группах.
Дата по
плану
Дата
проведения
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Социально-психологический портрет коллектива (классификация А.Н.Лутошкина)
Роль эмоций в общении. Управление эмоциями.
Виды эмоций: положительные, отрицательные, стенические, астенические.
Способы выражения эмоций и чувств
Трудные состояния, их типология
Психологический стресс: что с ним делать?
Основы саморегуляции
Жизненное самоопределение. Рефлексия
Мотивы. Мотивация деятельности.
Временная перспектива будущего.
Практикум: «Модель моей будущей жизни» (программа развития временной перспективы).
Защита проектов
ЛИТЕРАТУРА
Список рекомендуемой литературы для учащихся
1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. - СПб., 2000.
2. Аргайл М. Психология счастья. - М., 1990.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры:
психология человеческой судьбы. - М., 1997.
4. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. - Новосибирск, 1983.
6. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. - СПб., 2001.
7. Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? - М.: Эксмо, 2007.
8. Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. - Киев, 2002.
9. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. - Новосибирск, 1997.
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002.
11. Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
12. Мэй Р. Любовь и воля. - М., 1997.
13. Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. - М., 2002.
14. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.
15. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора, 2000.
16. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
17. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1989.
Литература для учителя
1. Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. 3 - 11 классы / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:
Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
2. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах // Москва, 1995, кн.1
3. Детский психолог // г. Ростов-на-Дону, 1995, №9
4. Практическая психология образования (ред. И.В.Дубровина) // Москва, 1997
5. Психология. Учебное пособие (ред. И.В.Дубровина) // Москва, 1