Приложение № 2 к ООП СОО
на 2025-2026 учебный год
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/В.А. Потапова/
Протокол №___от
«__»_________2025 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
______/В.А. Потапова/
«__»__________2025 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_______/Л.В. Григорьева/
Приказ №________
«__»________2025 г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Основы инженерной графики»
2025 - 2026 учебный год
Составитель:
Васильева Г.Н. учитель технологии
МАВ(С)ОУ «Богдановичская ОСОШ»,
квалификационная категория нет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы инженерной
графики» для 10 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 01.09.2013 года «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования" (с. изменениями и дополнениями)
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.09.22
№858 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»
4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28 сентября
2020 года N 28.
5. Устав МАВ(С)ОУ «Богдановичская ОСОШ».
6. Положение о рабочей программе .
7. Учебный план школы на 2025-2026 уч. г.
Рабочая программа предназначена для обучения «Основам инженерной графики»
учащихся 10Б класса в МАВ(С)ОУ «Богдановичская ОСОШ» 1 час в неделю , 34 часа
в год.
Срок реализации 1 год.
Для всех видов инженерной деятельности необходима хорошая подготовка в
области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, машинной
графики и других учебных дисциплин, составляющих современное графическое
образование. Необходимость такого образования подтверждают также опросы
родителей и учащихся, как уже поступивших и обучающихся в вузах, так и ещё только
готовящихся к поступлению. Внеурочный курс «Основы инженерной графики»
направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их
мышления и творческих качеств личности. В основе курса лежит разнообразие видов
графических задач, позволяющих формировать техническое, логическое, абстрактное
и образное мышление, развивать пространственное представление. Особое внимание
уделяется развитию творческих способностей учащихся, поэтому при изучении всех
разделов используются задачи творческого содержания. Задания имеют обязательную
практическую направленность.
Цели: обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры.
Задачи:
Дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения
аксонометрических изображений.
Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными
изображениями и обозначениями, установленными государственными стандартами.
Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое
значение в производственной деятельности, научить анализировать форму и
конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности
чертежа, читать и выполнять чертежи, а также простейшие электрические и
кинематические схемы.
Развивать элементарные навыки культуры труда: уметь правильно организовать
рабочее место, применять рациональные приемы работы чертежными и
измерительными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе.
Научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями по черчению
в процессе чтения и выполнения чертежей и эскизов.
Учебно-методический комплект:
Учебник «Черчение» А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский.
Москва «Астрель» АСТ
2008-18 год.
«Почему так чертят?» Москва «Просвещение» 1988год. Автор; В.О.Гордон.
Дидактические материалы «Карточки задания по черчению» Москва
« Просвещение»1990 год. Автор; Е.А.Василенко, « Рабочая тетрадь»( комплект из 8
тетрадей) Москва Изд. центр « Вентана-Граф »2004год. Автор; Н. Г. Преображенская
Планируемые результаты
Направленность курса на развитие технического мышления, пространственных
представлений, а также способностей познания техники с помощью графических
изображений, создает условия и для реализации надпредметной функции, которую
«Черчение» выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик
получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы
деятельности, которые базируются на политехнической подготовке (ознакомлении
учащихся с основами производства), развитии конструкторских способностей,
установлении логической связи черчения с другими предметами политехнического
цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству
графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В
результате этого совершенствуется общая графическая грамотность учащихся,
развивается навык самостоятельной работы со справочной и специальной
литературой для решения возникающих проблем. Творческая деятельность создает
условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся.
Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности:
-патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
1
-готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых
установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание
значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по
черчению основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а
также систему основополагающих элементов научного знания:
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в
области освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
- развитие визуально – пространственного мышления;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования
-формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Предметный результат выпускника 10класса:
Учащиеся должны знать:
- об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа;
-об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и
изготовлении конструкторской документации;
- о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении
предметов в пространстве;
- о видах изделий, конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной
единицы;
- о правилах оформления чертежей;
- о методах проецирования;
- о видах соединений;
-о чертежах различного назначения.
2
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-правильно пользоваться чертежными инструментами;
-выполнять геометрические построения;
- наблюдать и анализировать форму несложных предметов;
-выполнять технический рисунок;
- выполнять технические чертежи несложной формы, выбирая необходимое
количество видов, в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
- читать чертежи несложных изделий;
- осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с
последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием.
Выпускник научится:
- приемам работы с чертежными инструментами;
- простейшим геометрическим построениям;
- приемам построения сопряжений;
- правилам выполнения чертежей;
- основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости проекций;
- принципам построения наглядных изображений;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения
предметов и их частей;
- читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных
предметов.
Содержание учебного курса
№
Раздел
кол. часов
1
Раздел 1. Правила оформления чертежей
4
2
Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных
8
проекций
3
Раздел 3. Чтение и выполнение чертежей
7
4
Раздел 4. Аксонометрические проекции,
6
технический рисунок
5
Раздел 5. Чтение и выполнение чертежей
7
6
7
Итого
Раздел 6. Сборочные чертежи. Чтение сборочных
чертежей
Раздел 7. Строительные чертежи. Чтение
строительных чертежей
5
3
34
Правила оформления чертежей (3 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об
истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей с
использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
3
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая — основная, штриховая, сплошная
тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя
точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки,
знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью;
расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Способы проецирования (5 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные
проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о
местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция
окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические
проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального
способа ее .построения.
Чтение и выполнение чертежей деталей (9 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел.
Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры,
конусы, пирамиды, шар и их части). Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел,
составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака
квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с
использованием геометрических построений: деления отрезка, окружности и угла на
равные части; сопряжений.
Чтение чертежей.
Выполнение эскиза детали (с натуры).
Решение графических задач, в том числе творческих.
4
Тематическое планирование рабочей программы
Курс «Основы инженерной графики» 10 класс
( 34 часа , 1 час в неделю)
№
урока
Тема
Виды деятельности обучающихся
Правила оформления чертежей (4 ч.)
1
2
3
4
5
6
7
8
Введение.
Инструменты,
Аналитическая деятельность:
принадлежности и материалы
Ознакомиться: с новым предметом, его назначением
Основные правила выполнения и и задачами; историей развития графических
оформления чертежей.
изображений; графическими изображениями;
чертёжными инструментами, принадлежностями и
материалами для выполнения чертежей.
Чертежный
шрифт.
Буквы, Иметь представление о: стандартизации, её роли во
цифры и знаки на чертеже
взаимозаменяемости; видах чертёжных линий;
чертёжных форматах; нанесении размеров;
Практическая деятельность:
Рационально использовать чертёжные инструменты;
вырабатывать навыки работы с чертёжными
инструментами;
правильно организовывать рабочее место; выполнять
начертание:
Применение
и
обозначение линий чертежа; букв, цифр, знаков; рассчитывать
масштаба, нанесение размеров на параметры шрифта; заполнять основную надпись;
графическая работа №1
чертеже.
Г.р №1. Чертеж плоской детали.
Чертежи в системе прямоугольных проекций (8 часов)
Общие сведения о способах
Аналитическая деятельность:
Ознакомиться: с
проецирования.
понятием «проецирование», его видами и общими
правилами проецирования, лежащими в основе
построения чертежей, используемых в черчении;
определением местного вида и целью его
использования.
Развивать
пространственное
мышление
и
логику;
Прямоугольное проецирование.
представлять расположение в пространстве трёх
взаимно перпендикулярных плоскостей проекций и
Г.р. №2. Чертеж детали в двух
соответствующие им виды.
видах
Знать название проекций, полученных при
проецировании на три плоскости и их расположение.
Практическая
деятельность:
определять
необходимое и достаточное число видов на чертежах
и правильно располагать их на формате.
Г.р. №2. Чертеж детали в двух
графические работы № 2,3
видах
Проецирование на три плоскости
проекций.
Г.р.№3. Чертеж детали в трех
10
видах
Г.р.№3. Чертеж детали в трех
11
видах
Расположение видов на чертеже.
12
Местные виды.
Пр.р. №1. Моделирование по
13
чертежу. Из проволоки, бумаги.
Аксонометрические проекции, технический рисунок (6 часов)
Получение и построение
Аналитическая деятельность: Изучать: положение
14
аксонометрических проекций..
осей аксонометрических проекций;
способы построения предметов имеющих круглые
Г.р.
№4.
Построение
15
поверхности в изометрической проекции; правила
аксонометрических проекций
построения технического рисунка; отличие
плоских геом. фигур
технического рисунка от аксонометрических
Г.р. №4. Построение
16
проекций.
аксонометрических проекций
Практическая деятельность: Выполнять
плоских геом. фигур
построение:
Г.р.
№5.
Аксонометрические
17
осей во фронтальной диметрической и
проекции плоскогранных
изометрической проекциях; геометрических фигур и
предметов.
предметов по осям в аксонометрических проекциях;
Аксонометрические проекции
окружности в изометрической проекции;
предметов, с круглыми
технического рисунка предмета; использовать для
поверхностями
пространственной передачи объёма предмета
Г.р. №6. Технический рисунок
18
различные виды штриховки.
Г.р. №6. Технический рисунок
19
графические работы №4,5,6
Чтение и выполнение чертежей (7 часов)
Построение проекции точки, на
Аналитическая деятельность: различать основные
20
плоскости предмета. Проекции
геометрические тела, составляющие формы деталей
вершин, ребер и граней
и предметов;
предмета.
изучать последовательность построения видов на
чертеже;
Г.
р.
№
7
Чертежи
и
21
обратить внимание на дополнительные сведения о
аксонометрические проекции
нанесении размеров с учётом формы предмета;
предметов
анализировать графический состав изображений для
Г. р. № 7 Чертежи и
22
определения набора геометрических построений;
аксонометрические проекции
ознакомиться: с чертежами развёрток поверхностей
предметов
геометрических тел; алгоритмом чтения чертежей;
Г. р. № 8 Построение третьей
23
различать отличие строительных чертежей от
проекции по двум данным.
машиностроительных.
Нанесение размеров с учетом
Практическая деятельность:
формы предмета
Находить на чертеже проекции вершин, ребер,
Г.р. № 9 По наглядному
24
образующих и поверхностей тел, составляющих
изображению детали выполнить
форму предмета; строить проекции вершин, ребер,
чертеж
граней предмета; осуществлять по алгоритму анализ
Чтение чертежа. Пр.р.
25
геометрической формы предметов; выполнять
№2.Устное чтение чертежей
построение вырезов, третьего вида по двум данным;
деталей.
рационально наносить размеры на чертежах;
Эскизы детали.
26
грамотно применять при выполнении чертежей
9
1
необходимые геометрические построения; читать и
выполнять чертежи предметов.
графические работы № 7,8.9
Сборочные чертежи. Чтение сборочных чертежей. (5часов)
Общие сведения о сборочных
Аналитическая деятельность: изучать
27
чертежах изделий. Сборочные
последовательность построения видов на чертеже;
чертежи.
обратить внимание на дополнительные сведения о
Изображение резьбы на чертежах нанесении размеров с учётом формы предмета;
28
анализировать графический состав изображений для
Шпоночные соединения.
29
определения набора геометрических построений;
Изображение штифтового
ознакомиться: с алгоритмом чтения чертежей;
соединения.
Порядок
чтения
сборочных различать отличие строительных чертежей от
30
чертежей.
Условности
и машиностроительных.
Практическая деятельность:
упрощения
Пр. р. № 3. Чтение сборочных осуществлять по алгоритму анализ геометрической
31
формы предметов; выполнять построение вырезов,
чертежей.
третьего вида по двум данным; рационально
наносить размеры на чертежах; грамотно применять
при выполнении чертежей необходимые
геометрические построения; читать и выполнять
чертежи предметов.
Строительные чертежи. Чтение строительных чертежей. (3 часа)
Основные особенности
Аналитическая деятельность: изучать
32
строительных чертежей.
последовательность построения видов на чертеже;
Условные изображения на
обратить внимание на дополнительные сведения о
строительных чертежах.
нанесении размеров с учётом формы предмета;
анализировать графический состав изображений для
Порядок чтения строительных
33
определения набора геометрических построений;
чертежей. Пр. р. №4. Чтение
алгоритмом чтения чертежей;
строительных чертежей.
различать отличие строительных чертежей от
Обобщающий урок
34
машиностроительных.
Практическая деятельность:
читать и выполнять чертежи предметов.
Итого 34 часа
2
Календарно-тематическое планирование 10 классы
Курс «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»
2025-2026 учебный год
№
Тема урока
Дом.
задание
Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
1
Введение. Инструменты, принадлежности и материалы
Основные правила выполнения и оформления чертежей.
конспект
2
3
4
Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки на чертеже
Применение и обозначение масштаба, нанесение размеров на чертеже.
Г.р №1. Чертеж плоской детали.
дочертить
конспект
дочертить
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Общие сведения о способах проецирования.
Прямоугольное проецирование.
Г.р. №2. Чертеж детали в двух видах
Г.р. №2. Чертеж детали в двух видах
Проецирование на три плоскости проекций.
Г.р.№3. Чертеж детали в трех видах
Г.р.№3. Чертеж детали в трех видах
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
Пр.р. №1. Моделирование по чертежу. Из проволоки, бумаги.
Аксонометрические проекции, технический рисунок.
Получение и построение аксонометрических проекций..
Г.р. №4. Построение аксонометрических проекций плоских геом. фигур
Г.р. №4. Построение аксонометрических проекций плоских геом. фигур
Г.р. №5. Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.
Аксонометрические проекции предметов, с круглыми поверхностями
Г.р. №6. Технический рисунок
Г.р. №6. Технический рисунок
Чтение и выполнение чертежей.
Построение проекции точки, на плоскости предмета. Проекции вершин,
ребер и граней предмета.
Г. р. № 7 Чертежи и аксонометрические проекции предметов
Г. р. № 7 Чертежи и аксонометрические проекции предметов
Г. р. № 8 Построение третьей проекции по двум данным.
Нанесение размеров с учетом формы предмета
Г.р. № 9 По наглядному изображению детали выполнить чертеж
Чтение чертежа. Пр.р. №2.Устное чтение чертежей деталей.
Эскизы.
Эскизы детали.
Сборочные чертежи. Чтение сборочных чертежей.
Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Сборочные чертежи.
Изображение резьбы на чертежах
Шпоночные соединения. Изображение штифтового соединения.
Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения
Пр. р. № 3. Чтение сборочных чертежей.
Строительные чертежи. Чтение строительных чертежей.
конспект
конспект
дочертить
конспект
дочертить
дочертить
конспект
без задания
конспект
дочертить
дочертить
дочертить
дочертить
дочертить
дочертить
дочертить
дочертить
дочертить
дочертить
конспект
дочертить
конспект
конспект
конспект
конспект
без задания
10Б
32 Основные особенности строительных чертежей.
Условные изображения на строительных чертежах.
33 Порядок чтения строительных чертежей. Пр. р. №4. Чтение
строительных чертежей.
34 Обобщающий урок
без задания
без задания
без задания
1