Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

27. Практикум по РЯ 10-12 2024-2025

Приложение № 2 к ООП СОО
на 2024-2025 учебный год
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/В.А. Потапова/
Протокол №___от
«__»_________2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
______/В.А. Потапова/
«__»__________2023 г.

«Утверждаю»
Директор школы
_______/Л.В. Григорьева/
Приказ №________
«__»________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 10-12 классов

Пояснительная записка
Курс «Практикум по русскому языку» составлен для учащихся 10-12 классов. Курс
разработан в соответствии с требованиями ФГОС среднего образования по русскому языку.
Элективный курс актуален для будущих выпускников. КИМы ЕГЭ по русскому
языку имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся
определенных технологий выполнения этих заданий. Курс полностью ориентирован на
формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к ЕГЭ по русскому языку.
Кроме того, курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные
учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в
знаниях. Курс совершенствовать языковую грамотность и орфографическую зоркость.
Цель: обеспечить качественную подготовку учащихся 10-12 классов к итоговой
аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ, упорядочив процесс обучения путем
алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению
ЕГЭ по русскому языку;
совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения
выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных
задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при
выполнении тестовых заданий.
Элективный курс «Практикум по русскому языку» использован в качестве
подготовительного учебного курса по русскому языку для учащихся 10-12 классов к единому
государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и
навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание
программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее
формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем
курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка,
помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет
выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе. Знакомит с
правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов
большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно
придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому
государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно
разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ. Содержание курса
построено на основе пособий Розенталя Д.Э. «Русский язык. Орфография и пунктуация» и
«Русский язык. Упражнения и комментарии».
Согласно ООП СОО МАВ(С)ОУ «Богдановичской ОСОШ», количество часов на
изучение спецкурса по русскому языку в 10-12 классах распределено следующим образом:
10 класс (заочная форма) – 0,5 часа;
10 класс (очно-зачоная форма) – 1 час;
11 класс (очно-заочная форма) – 1 час;
12 класс (очно-заочная форма) – 2 часа.

2

Планируемые результаты освоения курса
После освоения курса выпускники научатся:

Соблюдать на письме правила русской орфографии и пунктуации;

Владеть нормами русского литературного языка;

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ
слова; свободно пользоваться орфографическим словарём; применять знания по орфографии
в практике правописания;

Знать и использовать устной и письменной речи основные теоретические
понятия лингвистики;

Знать процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку,
особенности заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку;

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и
фактов.

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные
нарушения языковых норм.

Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и
других народов.

Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

Владеть основными приёмами информационной переработки письменного
текста.

Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах
общения; редактировать собственный текст.

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.

Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка.

Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

3

Содержание тем учебного курса
10 класс (1 час)
Правописание гласных
Проверяемых и непроверяемых безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные
в корне. Гласные после шипящих. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях.
Гласные после Ц в корне, суффиксах и окончаниях. Гласные Ы и И после приставок.
Приставки ПРЕ- и ПРИПравописание согласных
Звонкие и глухие согласные в корне и приставки на –З и –С. Двойные и
непроизносимые согласные в корне. Правописание Ъ и Ь. Употребление разделительных Ъ и
Ь. Употребление Ь в словах разных частей речи после шипящих.
Употребление прописных букв
Прописные буквы в начале текста и после знаков препинания . Собственные имена
лиц, клички животных и имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Имена
прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий. Географические и
астрономические названия. Названия исторических эпох и событий, документов, памятников
старины, предметов искусства. Названия государственных и профессиональных праздников,
знаменательных дат. Названия учреждений, организаций и предприятий. Наименования
должностей и званий, названия орденов, медалей, знаков отличи. Названия, выделяемые
кавычками. Сложносокращенные слова и аббревиатуры. Условные имена собственные.
Правописание иноязычных слов
Вопросы транскрипции и транслитерации.
10 класс (0,5 часа)
Правописание гласных
Проверяемых и непроверяемых безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные
в корне. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях. Гласные после Ц в корне,
суффиксах и окончаниях. Гласные Ы и И после приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ- .
Правописание согласных
Звонкие и глухие согласные в корне и приставки на –З и –С. Двойные и
непроизносимые согласные в корне. Употребление разделительных Ъ и Ь. Употребление Ь в
словах разных частей речи после шипящих.
Употребление прописных букв
Прописные буквы в начале текста и после знаков препинания. Собственные имена
лиц, клички животных и имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Условные имена
собственные. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий.
Географические и астрономические названия. Названия, выделяемые кавычками. Названия
исторических эпох и событий, документов, памятников старины, предметов искусства,
государственных и профессиональных праздников, знаменательных дат. Названия
учреждений, организаций и предприятий, должностей и званий, названия орденов, медалей,
знаков отличия. Сложносокращенные слова и аббревиатуры
11 класс (1 час)
Правописание имен существительных
Окончания имен существительных. Суффиксы имен существительных.
Правописание имен прилагательных
Окончания имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных.
Правописание сложных слов
Соединительные гласные О и Е. Сложные слова без соединительных гласных.
Правописание сложных существительных и прилагательных.
Правописание имен числительных
Числительные, количественные, порядковые, дробные числительные. Числительное
ПОЛ-.
4

Правописание местоимений
Отрицательные местоимения.
Правописания глаголов
Личные окончания глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Суффиксы
глаголов.
Правописание причастий
Гласные в суффиксах причастий. Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных
прилагательных.
Правописание наречий
Гласные на конце наречий . Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное
и дефисное написание наречий. Раздельное написание наречных написаний
Правописание предлогов
Сложные предлоги. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных
сочетаний.
Правописание союзов
Слитное написание союзов. Раздельное написание союзов.
Правописание частиц
Раздельное написание частиц. Дефисное написание частиц
Правописание междометий и звукоподражательных слов
Дефисное написание междометий и звукоподражаний .
12 класс (2 часа)
Правописание НЕ и НИ
Правописание НЕ с существительными. Правописание НЕ с прилагательными.
Правописание НЕ с числительными и местоимениями. Правописание НЕ с глаголами.
Правописание НЕ с причастиями. Правописание НЕ с наречиями и служебными словами.
Правописание НИ.
Простое предложение
Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи
Точка и восклицательный знак. Вопросительный знак и многоточие .
Тире между членами предложения
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.
Интонационное и соединительное тире.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Однородные члены, не соединенные союзами. Однородные и неоднородные
определения. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные
члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные парными
союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные
приложения.
Знаки препинания при повторяющихся словах
Запятая при повторяющихся словах. Дефисное написание повторяющихся слов.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
Обособленные
определения.
Обособленные
приложения.
Обособленные
обстоятельства. Обособленные дополнения.
Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и
присоединительными членами предложения
Утоняющие
члены
предложения.
Пояснительные
члены
предложения.
Присоединительные члены предложения
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
предложения
Вводные слова и словосочетания. Вводные и вставные предложения .
Обращения.
Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
5

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении . Сравнительный оборот. Цельные по смыслу выражения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Прямая речь
Знаки препинания при прямой речи и диалоге. Знаки препинания при цитатах и
употребление кавычек. Сочетание знаков препинания.

6

Тематическое планирование
10 класс – 1 час
Номера
уроков
1-2
3-4
5
6
7-8
9
10-11
12
13
14
15
16

17
18-19
20-21
22-23
24
25
26
27
28
29-30
31
32
33
34
35

Наименования разделов и тем

Домашние задания

Правописание гласных
Проверяемых и непроверяемых безударные гласные в
корне
Чередующиеся гласные в корне
Гласные после шипящих
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах и
окончаниях
Гласные после Ц в корне, суффиксах и окончаниях
Гласные Ы и И после приставок
Приставки ПРЕ- и ПРИПравописание согласных
Звонкие и глухие согласные в корне и приставки на –З и
–С
Двойные и непроизносимые согласные в корне
Правописание Ъ и Ь
Употребление разделительных Ъ и Ь
Употребление Ь в словах разных частей речи после
шипящих
Зачет № 1 по теме «Правописание гласных и
согласных и употребление Ъ иЬ»
Употребление прописных букв
Прописные буквы в начале текста и после знаков
препинания
Собственные имена лиц, клички животных и имена
действующих лиц в баснях, сказках, пьесах
Имена прилагательные и наречия, образованные от
индивидуальных названий
Географические и астрономические названия
Названия исторических эпох и событий, документов,
памятников старины, предметов искусства
Названия государственных и профессиональных
праздников, знаменательных дат
Названия учреждений, организаций и предприятий
Наименования должностей и званий, названия орденов,
медалей, знаков отличия
Названия, выделяемые кавычками
Сложносокращенные слова и аббревиатуры
Условные имена собственные
Правописание иноязычных слов
Вопросы транскрипции и транслитерации
Обобщающий урок по теме «Употребление прописных
букв и правописание иноязычных слов»
Зачет № 2 по теме «Употребление прописных букв и
правописание иноязычных слов»
Итоговый урок по курсу

7

10 класс – 0,5 часа
Номера
уроков
1
2-3
4
5
6
7
8
9
10

11

12
13
14

15

16
17

Наименования разделов и тем

Домашние задания

Правописание гласных
Проверяемых и непроверяемых безударные гласные в
корне
Чередующиеся гласные в корне
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах и
окончаниях
Гласные после Ц в корне, суффиксах и окончаниях
Гласные Ы и И после приставок
Приставки ПРЕ- и ПРИПравописание согласных
Звонкие и глухие согласные в корне и приставки на –З и
–С. Двойные и непроизносимые согласные в корне
Употребление разделительных Ъ и Ь
Употребление Ь в словах разных частей речи после
шипящих
Употребление прописных букв
Прописные буквы в начале текста и после знаков
препинания. Собственные имена лиц, клички животных
и имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах.
Условные имена собственные
Имена прилагательные и наречия, образованные от
индивидуальных названий
Географические и астрономические названия. Названия,
выделяемые кавычками
Названия исторических эпох и событий, документов,
памятников
старины,
предметов
искусства,
государственных и профессиональных праздников,
знаменательных дат
Названия учреждений, организаций и предприятий,
должностей и званий, названия орденов, медалей, знаков
отличия
Сложносокращенные слова и аббревиатуры
Зачет № 1 по теме «Правописание гласных и
согласных и употребление прописных букв»

8

11 класс – 1 час
Номера
уроков
1
2
3
4
5
6
7

8-9
10
11
12
13
14
15
16
17-18

19
20
21
22
23
24
25

26
27-28

29
30
31
32
33
34
35

Наименования разделов и тем

Домашние задания

Правописание имен существительных
Окончания имен существительных
Суффиксы имен существительных
Правописание имен прилагательных
Окончания имен прилагательных
Суффиксы имен прилагательных
Правописание сложных слов
Соединительные гласные О и Е
Сложные слова без соединительных гласных
Правописание
сложных
существительных
и
прилагательных
Правописание имен числительных
Числительные, количественные, порядковые, дробные
числительные
Числительное ПОЛПравописание местоимений
Отрицательные местоимения
Практикум по правописанию именных частей речи
Правописания глаголов
Личные окончания глаголов
Употребление буквы Ь в глагольных формах
Суффиксы глаголов
Правописание причастий
Гласные в суффиксах причастий
Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных
прилагательных
Правописание наречий
Гласные на конце наречий
Наречия на шипящую
Отрицательные наречия
Слитное и дефисное написание наречий
Раздельное написание наречных написаний
Обобщающий урок по правописанию самостоятельных
частей речи
Зачет № 1 по теме «Правописание самостоятельных
частей речи»
Правописание предлогов
Сложные предлоги
Слитное и раздельное написание предлогов и
предложных сочетаний
Правописание союзов
Слитное написание союзов
Раздельное написание союзов
Правописание частиц
Раздельное написание частиц
Дефисное написание частиц
Правописание междометий и звукоподражательных слов
Дефисное написание междометий и звукоподражаний
Зачет № 2 по теме «Правописание служебных частей
речи»
Итоговый урок по курсу

9

12 класс – 2 часа
Номера
уроков

Наименования разделов и тем

Домашние задания

Правописание НЕ и НИ
1-2
Правописание НЕ с существительными
3-5
Правописание НЕ с прилагательными
6
Правописание НЕ с числительными и местоимениями
7
Правописание НЕ с глаголами
8
Правописание НЕ с причастиями
9-10
Правописание НЕ с наречиями и служебными словами
11-12
Правописание НИ
13
Зачет № 1 по теме «Правописание НЕ и НИ»
Простое предложение. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи
14
Точка и восклицательный знак
15
Вопросительный знак и многоточие
Простое предложение. Тире между членами предложения
16-17
Тире между подлежащим и сказуемым
18
Тире в неполном предложении
19
Интонационное и соединительное тире
Простое предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
20
Однородные члены, не соединенные союзами
21-22
Однородные и неоднородные определения
23
Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами
24
Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами
25
Однородные члены, соединенные парными союзами
26
Обобщающие слова при однородных членах
27
Однородные и неоднородные приложения
Простое предложение. Знаки препинания при повторяющихся словах
28
Запятая при повторяющихся словах
29
Дефисное написание повторяющихся слов
Простое предложение. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
30-32
Обособленные определения
33-35
Обособленные приложения
36-38
Обособленные обстоятельства
39
Обособленные дополнения
Простое предложение. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и
присоединительными членами предложения
40
Утоняющие члены предложения
41
Пояснительные члены предложения
42
Присоединительные члены предложения
Простое предложение. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
предложения
43-44
Вводные слова и словосочетания
45-46
Вводные и вставные предложения
47
Обращения
48
Междометие
49
Утвердительные,
отрицательные
и
вопросительновосклицательные слова
50
Зачет № 2 по теме «Пунктуация в простом предложении»
Сложное предложение
51-52
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
53-55
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
56-57
Сравнительный оборот
58-59
Цельные по смыслу выражения
60-63
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Прямая речь
64-65
Знаки препинания при прямой речи и диалоге
66-67
Знаки препинания при цитатах и употребление кавычек
68-69
Сочетание знаков препинания
70
Зачет № 3 по теме «Пунктуация в сложном предложении»

10

12 класс – 1 час
Номер
урока

Тема урока

1

Правописание НЕ с существительными

2

Правописание НЕ с прилагательными
Правописание НЕ с числительными и
местоимениями
Правописание НЕ с глаголами и
причастиями
Правописание НЕ с наречиями и
служебными словами

3
4
5
6
7
8
9
10

Правописание НИ
Точка и восклицательный знак.
Вопросительный знак и многоточие
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире в неполном предложении.
Интонационное и соединительное тире
Однородные члены, не соединенные
союзами

15

Однородные и неоднородные определения
Однородные члены, соединенные
неповторяющимися союзами
Однородные члены, соединенные
повторяющимися союзами
Однородные члены, соединенные парными
союзами
Обобщающие слова при однородных
членах

16

Однородные и неоднородные приложения

17

Запятая при повторяющихся словах.
Дефисное написание повторяющихся слов

18

Обособленные определения и приложения

19

Обособленные обстоятельства

20

Обособленные дополнения

21

Утоняющие члены предложения

22

Пояснительные члены предложения

23

Присоединительные члены предложения

11
12
13
14

Домашнее задание
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Не задано
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
11

24

Вводные слова и словосочетания

25

Вводные и вставные предложения

26

Обращения
Междометие. Утвердительные,
отрицательные и вопросительновосклицательные слова
Знаки препинания в сложносочиненном
предложении
Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении
Сравнительный оборот. Цельные по
смыслу выражения
Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении
Знаки препинания при прямой речи и
диалоге
Знаки препинания при цитатах и
употребление кавычек. Сочетание знаков
препинания
Итоговый урок по теме «Пунктуация в
простом и сложном предложениях»

27
28
29
30
31
32

33
34

Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Выполнить упражнения на
карточке
Не задано

12


Наверх

23 февраля- День воинской славы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».