Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

29. Основы инженерной графики 10-11 2024-2025

Приложение № 2 к ООП СОО
на 2024-2025 учебный год
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Богдановичская
открытая (сменная) общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/____________/
Протокол №___от
«__»_________202__г.

«Согласовано»
Заместитель директора
______/__________/
«__»__________202__г.

«Утверждаю»
Директор школы
_______/____________/
Приказ №________
«__»________202_г.

Рабочая программа
по предмету
«Основы инженерной графики»
2024__ - 2025__ учебный год

Составитель:
Васильева Г.Н. учитель технологии
МАВ(С)ОУ «Богдановичская ОСОШ»,
квалификационная категория нет

2024 - 2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы инженерной графики» для 10-11 класса
составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 01.09.2013 года «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2022 № 413 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 12.08.2022);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.09.22
№858 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»
4. Сан Пин 2.4.2.821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
5. Устав МАВ(С)ОУ «Богдановичская ОСОШ».
6. Положение о рабочей программе .
7. Учебный план школы на 2023-2024 уч. г.
Рабочая программа предназначена для обучения «Основам инженерной графики»
учащихся 10-11 классов в МАВ(С)ОУ «Богдановичская ОСОШ» по 0,5 часа в неделю ,
17 часов в год.
Срок реализации 1 год.
Для всех видов инженерной деятельности необходима хорошая подготовка в
области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, машинной
графики и других учебных дисциплин, составляющих современное графическое
образование. Необходимость такого образования подтверждают также опросы
родителей и учащихся, как уже поступивших и обучающихся в вузах, так и ещё только
готовящихся к поступлению. Внеурочный курс «Основы инженерной графики»
направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их
1

мышления и творческих качеств личности. В основе курса лежит разнообразие видов
графических задач, позволяющих формировать техническое, логическое, абстрактное
и образное мышление, развивать пространственное представление. Особое внимание
уделяется развитию творческих способностей учащихся, поэтому при изучении всех
разделов используются задачи творческого содержания. Задания имеют обязательную
практическую направленность.
Цели: обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры.
Задачи:
Дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения
аксонометрических изображений.
Ознакомить

с

важнейшими

правилами

выполнения

чертежей,

условными

изображениями и обозначениями, установленными государственными стандартами.
Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое
значение в производственной деятельности, научить анализировать форму и
конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности
чертежа, читать и выполнять чертежи, а также простейшие электрические и
кинематические схемы.
Развивать элементарные навыки культуры труда: уметь правильно организовать
рабочее

место,

применять

рациональные

приемы

работы

чертежными

и

измерительными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе.
Научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями по черчению
в процессе чтения и выполнения чертежей и эскизов.
Учебно-методический комплект:
Учебник

«Черчение» А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский.

Москва «Астрель» АСТ
2008-18 год.
«Почему так чертят?» Москва «Просвещение» 1988год. Автор; В.О.Гордон.
Дидактические материалы

«Карточки задания по черчению» Москва

2

« Просвещение»1990 год. Автор; Е.А.Василенко, « Рабочая тетрадь»( комплект из 8
тетрадей) Москва Изд. центр « Вентана-Граф »2004год. Автор; Н. Г. Преображенская
Планируемые результаты
Направленность курса на развитие технического мышления, пространственных
представлений, а также способностей познания техники с помощью графических
изображений, создает условия и для реализации надпредметной функции, которую
«Черчение» выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик
получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы
деятельности, которые базируются на политехнической подготовке (ознакомлении
учащихся с основами производства), развитии конструкторских способностей,
установлении логической связи черчения с другими предметами политехнического
цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству
графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В
результате этого совершенствуется общая графическая грамотность учащихся,
развивается

навык

самостоятельной

работы

со

справочной

и

специальной

литературой для решения возникающих проблем. Творческая деятельность создает
условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся.
Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности:
-патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,

традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;
-готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

личностному

самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
3

-готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых
установок:

формированию

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание
значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по
черчению основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а
также систему основополагающих элементов научного знания:
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в
области освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
- развитие визуально – пространственного мышления;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования
-формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
4

Предметный результат в 10-11 классе:
Учащиеся должны знать:
- об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа;
-об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и
изготовлении конструкторской документации;
- о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении
предметов в пространстве;
- о видах изделий, конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной
единицы;
- о правилах оформления чертежей;
- о методах проецирования;
- о видах соединений;
-о чертежах различного назначения.
учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-правильно пользоваться чертежными инструментами;
-выполнять геометрические построения;
- наблюдать и анализировать форму несложных предметов;
-выполнять технический рисунок;
- выполнять

технические

чертежи

несложной

формы,

выбирая

необходимое

количество видов, в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
- читать чертежи несложных изделий;
-

осуществлять

преобразование

простой

геометрической

формы

детали

с

последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием.
Выпускник научится:
- приемам работы с чертежными инструментами;
- простейшим геометрическим построениям;
- приемам построения сопряжений;
- правилам выполнения чертежей;
5

-

основам

прямоугольного

проецирования

на

одну,

две

и

три

взаимно

перпендикулярные плоскости проекций;
- принципам построения наглядных изображений;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения
предметов и их частей;
- читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных
предметов.
Содержание учебного курса
№
1
2
3

Раздел
Раздел 1. Правила оформления чертежей
Раздел 2. Способы проецирования
Раздел 3. Чтение и выполнение чертежей

кол. часов
3
5
9

Итого

17
Правила оформления чертежей (3 ч.)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об
истории

развития

чертежей.

Современные

методы

выполнения

чертежей

с

использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты,

принадлежности

и

материалы

для

выполнения

чертежей.

Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая — основная, штриховая, сплошная
тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя
точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки,
знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью;
расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

6

Способы проецирования (5 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные
проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о
местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция
окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические
проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального
способа ее .построения.
Чтение и выполнение чертежей деталей (9 ч.)
Анализ

геометрической

формы

предметов.

Проекции

геометрических

тел.

Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры,
конусы, пирамиды, шар и их части). Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел,
составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака
квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с
использованием геометрических построений: деления отрезка, окружности и угла на
равные части; сопряжений.
Чтение чертежей.
Выполнение эскиза детали (с натуры).
Решение графических задач, в том числе творческих.
7

Тематическое планирование рабочей программы
Курс «Основы инженерной графики» 10,11 классы
( 17 часа , 0,5 час в неделю)
№
урока

1

2

3

4

5

Тема

Виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Правила оформления чертежей (3 ч.)
Введение. Учебный предмет Аналитическая деятельность:
«Основы
инженерной Ознакомиться: с новым предметом, его
графики»
назначением и задачами; историей развития
Правила оформления
графических изображений; графическими
чертежа. Стандарты.
изображениями; чертёжными
Линии
чертежа. инструментами, принадлежностями и
Графическая работа «Линии материалами для выполнения чертежей.
Иметь представление о: стандартизации, её
чертежа»
роли во взаимозаменяемости; видах
Чертежный шрифт.
Нанесение размеров на чертёжных линий; чертёжных форматах;
чертежах. Применение и нанесении размеров;
Практическая деятельность:
обозначение масштаба.
Рационально использовать чертёжные
Графическая
работа инструменты; вырабатывать навыки работы с
«Чертеж плоской детали».
чертёжными инструментами;
правильно организовывать рабочее место;
выполнять начертание:
линий чертежа; букв, цифр, знаков;
рассчитывать параметры шрифта; заполнять
основную надпись;
графическая работа №1
Раздел 2. Способы проецирования (5 ч.)
Способы проецирования
Аналитическая
деятельность:
Прямоугольное
Ознакомиться: с понятием «проецирование»,
проецирование
его
видами
и
общими
правилами
Расположение видов на проецирования,
лежащими
в
основе
чертеже. Местные виды.
построения чертежей, используемых в
Графическая
работа черчении; определением местного вида и
его
использования.
Развивать
«Построение
чертежа целью
пространственное мышление и логику;
предмета».
представлять расположение в пространстве
трёх взаимно перпендикулярных плоскостей
проекций и соответствующие им виды.
Знать название проекций, полученных при
проецировании на три плоскости и их
8

6

7

8

9

10

11

расположение.
Практическая деятельность:
определять
необходимое и достаточное число видов на
чертежах и правильно располагать их на
формате.
Получение и построение Аналитическая деятельность: Изучать:
аксонометрических
положение осей аксонометрических
проекций.
проекций;
Аксонометрические
способы построения предметов имеющих
проекции плоских фигур.
круглые поверхности в изометрической
проекции; правила построения технического
Аксонометрические
проекции
плоскогранных рисунка; отличие технического рисунка от
аксонометрических проекций.
предметов.
Практическая деятельность: Выполнять
Аксонометрические
проекции
предметов построение:
имеющих
круглые осей во фронтальной диметрической и
изометрической проекциях; геометрических
поверхности.
фигур и предметов по осям в
Технический рисунок.
аксонометрических проекциях; окружности в
изометрической проекции; технического
рисунка предмета; использовать для
пространственной передачи объёма предмета
различные виды штриховки.
графическая работа №2
Раздел 3. Чтение и выполнение чертежей предметов (9 ч.)
Анализ
геометрической Аналитическая деятельность: различать
формы предмета
основные геометрические тела,
Чертежи
и составляющие формы деталей и предметов;
аксонометрические
изучать последовательность построения
проекции геометрических видов на чертеже;
тел
обратить внимание на дополнительные
Проекции вершин, ребер и сведения о нанесении размеров с учётом
формы предмета; анализировать графический
граней предмета
Построение проекций точек состав изображений для определения набора
геометрических построений; ознакомиться: с
на поверхности предмета
Графическая
работа чертежами развёрток поверхностей
«Чертежи
и геометрических тел; алгоритмом чтения
чертежей;
аксонометрические
различать отличие строительных чертежей от
проекции предметов»

9

12

Порядок
построения
изображений на чертежах
Построение
вырезов.
Построение третьего вида.
Нанесение
размеров
с
учётом формы предмета.

13

Геометрические построения
необходимые
при
выполнении
чертежей.
Деление окружности на
равные части
Геометрические построения
необходимые
при
выполнении
чертежей.
Сопряжения.
Чертежи
развёрток
геометрических тел
Чтение чертежей деталей

14

машиностроительных.
Практическая деятельность:
Находить на чертеже проекции вершин,
ребер, образующих и поверхностей тел,
составляющих форму предмета; строить
проекции вершин, ребер, граней предмета;
осуществлять по алгоритму анализ
геометрической формы предметов;
выполнять построение вырезов, третьего
вида по двум данным; рационально наносить
размеры на чертежах; грамотно применять
при выполнении чертежей необходимые
геометрические построения; читать и
выполнять чертежи предметов.
графические работы №3,4,5

Графическая
работа
«Выполнение
чертежа
предмета в 3-х видах с
преобразованием
его
формы».
15
Эскизы деталей.
Графическая работа «Эскиз
и технический рисунок
предмета».
16
Графическая
работа
«Выполнение
чертежа
предмета»
17
Строительные
чертежи.
Чтение
строительных
чертежей
Итого : 17 часов

10


Наверх

23 февраля- День воинской славы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».