Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

26. Текстоведение 10-12 2024-2025

Приложение № 2 к ООП СОО
на 2024-2025 учебный год
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»
Руководитель ШМС
_____/В.А. Потапова/
Протокол №___от
«__»_________2024 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
______/В.А. Потапова/
«__»__________2024 г.

Рабочая программа
по курсу «Текстоведение»
2024 - 2025 учебный год

г. Богданович

«Утверждаю»
Директор школы
_______/Л.В. Григорьева/
Приказ №________
«__»________2024 г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Текстоведение» разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
года № 413
Учебный курс «Текстоведение» предназначен для обучающихся 10-12 классов и рассчитан
на 102 часа: 34 часа в 10 классе (1 час в неделю), 34 часа в 11 классе (1 час в неделю), 34 часа в 12
классе (1 час в неделю).
Цель данного курса заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого
выпускника.
В результате изучения материала по теме «Текстоведение» обучающиеся научатся:
-- понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию,
содержащуюся в тексте);
-- определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
-- оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания,
-- определять его основную мысль;
-- выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего
коммуникативного намерения;
-- выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
-- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
-- соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
-- самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая
принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.
Особенность содержания данного спецкурса состоит в том, что он не отражает какого-либо
одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии одного из разделов
школьного предмета – русского языка, раздела, который принято называть в методике «Развитие
связной речи учащихся» и который опирается на данные таких филологических дисциплин и
прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование,
культура речи.
Задачи курса
Основными задачами курса являются:
– обеспечение системного овладения обучающимися знаниями по теории написания
сочинения;
– совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;
- развитие продуктивного мышления через анализ текста;
- творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
- развитие способности к самостоятельной деятельности;
- привитие стремления к приобретению знаний.
Планируемые результаты освоения программы по предмету «Текстоведение»
Личностными результатами изучения курса «Текстоведение» в 10 -12 классе являются:
1) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
2) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
3) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
5) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений.

Метапредметными результатами изучения курса «Текстоведение» в 10-12 классе
являются:
1)уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
6) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
В результате изучения предмета «Текстоведение» на уровне среднего общего образования:
Обучающийся научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в
соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной
информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый
формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Обучающийся получит возможность научиться:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса
и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
2. Содержание программы курса
«Текстоведение» в 10 классе
РазделI. Введение (1 час)
Введение. Цели и задачи программы курса “Текстоведение”.
Текст и его законы.
РазделII. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)
Текст, типы текстов, их классификация.
Стилистический и типологический анализ текста.
Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте.
Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации
текста. Стили речи. Типы речи.
РазделIII. Лингвистический анализ текста. (9 час)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика
ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония),
диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение,
эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора,
параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое
обращение, синтаксические конструкции.
РазделIIV Сочинение-рассуждение на основе текста (15 часов)
Анализ текста.
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции
научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Композиция и языковое оформление сочинения. 6 часов.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА В 11 КЛАССЕ

РазделI Введение. Знакомство с программой курса (1 час)
РазделII Разделы науки о языке (2 часа)
Определение разделов науки о языке, основные понятия и единицы языка.

РазделIII Лексика и морфология (13 часов)
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне,
их предупреждение.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие
лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная
лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые
слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
РазделIV Орфография (18 часов)
Орфографическая грамотность. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –ННв суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок;
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;
правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ;
слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА В 12 КЛАССЕ

РазделI Введение. (1 час)
Синтаксис и пунктуация как разделы русского языка
Раздел II Синтаксические нормы (14 часа)
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения,
способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы
согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование
определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с

однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания.
Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила
преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических
норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Раздел III Пунктуация (9 часов)
Пунктуационная грамотность. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом
предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных
членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных
предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки
препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с
разными видами связи.
Раздел IV Текст. Стили и типы речи (10 часа)
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые
отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и
дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок
при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и
фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной
работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы.
Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария
проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке
позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных
работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Анализ
письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых
аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические
ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном
членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности
речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.

Тематическое планирование
10 класс
Раздел

Количество
часов
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
и 1

Раздел 1. Введение
Введение. Текст и его законы
Раздел 2. Стилистический и типологический анализ текста
Текст, типы текстов, их классификация.
Стилистический и типологический анализ текста.
Тема и основная мысль текста.
Средства связи между частями текста.
Способы связи в тексте.
Выделение микротем.
Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста.
Стили речи.
Типы речи.
Раздел 3. Лингвистический анализ текста
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание
рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы,
антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы.
Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие
(эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексические средства выразительности – поэтические тропы: метафора, синекдоха,
ирония, гипербола, литота.
Лексические средства выразительности – поэтические тропы: олицетворение, эпитет,
аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор.
Стилистические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание.
Стилистические фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание,
риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Раздел 4. Сочинение-рассуждение на основе текста
Анализ текста
Содержание исходного текста
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля
Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля
Рецензия
Эссе
Композиция и языковое оформление сочинения
Вступление к сочинению
Смысловые и грамматические связи предложений
Авторская позиция
Основная часть сочинения
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Написание сочинения-рассуждения на заданную тему
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
15
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

11 класс
Раздел
Раздел 1. Введение
Введение. Знакомство с программой курса
Раздел 2. Разделы науки о языке
Основные разделы русского языка

Раздел 3. Лексика и морфология
Морфологические нормы
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Морфологический анализ слова.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их
предупреждение.
Лексическая норма
Лексическое и грамматическое значения слова.
Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы,
антонимы, паронимы
Лексическое многообразие лексики русского языка: общеупотребительная лексика
и лексика ограниченного употребления
Лексическое многообразие лексики русского языка: заимствованная лексика,
устаревшие и новые слова.
Фразеологизмы.
Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Раздел 5. Орфография
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего
времени
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-)
Правописание НЕ и НИ
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов
ИТОГО

Количество
часов
1
1
2
2
13
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
18
3
2
2
3
3
2
3
34

12 класс
Раздел
Раздел 1. Введение
Синтаксис и пунктуация как разделы русского языка
Раздел 2. Синтаксические нормы
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их
выражения.
Простое и сложное предложения. Интонационная норма.
Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с
подлежащим, согласование определений с определяемым словом).
Нормы управления.
Построение предложений с однородными членами.
Построение сложноподчиненных предложений.
Нормы примыкания.
Правильное использование деепричастного оборота.

Количество
часов
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Синтаксическая синонимия.
Правила преобразования прямой речи в косвенную.
Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Раздел 3. Пунктуация
Пунктуационная грамотность. Трудные случаи пунктуации.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами,
Знаки препинания при обособленных членах (определениях, обстоятельствах)
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически
не связанными с членами предложения
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении,
Пунктуация в сложноподчинённом предложении
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
Сложное предложение с разными видами связи.
Раздел 4. Текст. Стили и типы речи
Текст: структура, языковое оформление. Функционально-смысловые типы речи,
их отличительные признаки.
Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция.
Аргументация собственного мнения по проблеме.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Точность и выразительность речи.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение
Этическая норма.
ИТОГО

1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх

23 февраля- День воинской славы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».