Приложение № 2 к ООП СОО на 2024-2025 учебный год Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа» «Рассмотрено» Руководитель ШМС _____/В.А. Потапова/ Протокол №___от «__»_________2024 г. «Согласовано» Заместитель директора ______/В.А. Потапова/ «__»__________2024 г. Рабочая программа по курсу «Текстоведение» 2024 - 2025 учебный год г. Богданович «Утверждаю» Директор школы _______/Л.В. Григорьева/ Приказ №________ «__»________2024 г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Текстоведение» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 Учебный курс «Текстоведение» предназначен для обучающихся 10-12 классов и рассчитан на 102 часа: 34 часа в 10 классе (1 час в неделю), 34 часа в 11 классе (1 час в неделю), 34 часа в 12 классе (1 час в неделю). Цель данного курса заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого выпускника. В результате изучения материала по теме «Текстоведение» обучающиеся научатся: -- понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте); -- определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора; -- оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, -- определять его основную мысль; -- выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения; -- выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; -- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; -- соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные; -- самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения. Особенность содержания данного спецкурса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии одного из разделов школьного предмета – русского языка, раздела, который принято называть в методике «Развитие связной речи учащихся» и который опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи. Задачи курса Основными задачами курса являются: – обеспечение системного овладения обучающимися знаниями по теории написания сочинения; – совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения; - развитие продуктивного мышления через анализ текста; - творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся; - развитие способности к самостоятельной деятельности; - привитие стремления к приобретению знаний. Планируемые результаты освоения программы по предмету «Текстоведение» Личностными результатами изучения курса «Текстоведение» в 10 -12 классе являются: 1) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 2) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 3) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 5) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений. Метапредметными результатами изучения курса «Текстоведение» в 10-12 классе являются: 1)уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 6) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты В результате изучения предмета «Текстоведение» на уровне среднего общего образования: Обучающийся научится: использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста; сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Обучающийся получит возможность научиться: распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). 2. Содержание программы курса «Текстоведение» в 10 классе РазделI. Введение (1 час) Введение. Цели и задачи программы курса “Текстоведение”. Текст и его законы. РазделII. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов) Текст, типы текстов, их классификация. Стилистический и типологический анализ текста. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи. РазделIII. Лингвистический анализ текста. (9 час) Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись. Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции. РазделIIV Сочинение-рассуждение на основе текста (15 часов) Анализ текста. Содержание исходного текста. Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе. Композиция и языковое оформление сочинения. 6 часов. Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА В 11 КЛАССЕ РазделI Введение. Знакомство с программой курса (1 час) РазделII Разделы науки о языке (2 часа) Определение разделов науки о языке, основные понятия и единицы языка. РазделIII Лексика и морфология (13 часов) Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. РазделIV Орфография (18 часов) Орфографическая грамотность. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –ННв суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА В 12 КЛАССЕ РазделI Введение. (1 час) Синтаксис и пунктуация как разделы русского языка Раздел II Синтаксические нормы (14 часа) Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы. Раздел III Пунктуация (9 часов) Пунктуационная грамотность. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Раздел IV Текст. Стили и типы речи (10 часа) Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников. Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты. Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма. Тематическое планирование 10 класс Раздел Количество часов 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 и 1 Раздел 1. Введение Введение. Текст и его законы Раздел 2. Стилистический и типологический анализ текста Текст, типы текстов, их классификация. Стилистический и типологический анализ текста. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи. Раздел 3. Лингвистический анализ текста Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание рассуждение. Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись. Лексические средства выразительности – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота. Лексические средства выразительности – поэтические тропы: олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор. Стилистические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание. Стилистические фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции. Раздел 4. Сочинение-рассуждение на основе текста Анализ текста Содержание исходного текста Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля Рецензия Эссе Композиция и языковое оформление сочинения Вступление к сочинению Смысловые и грамматические связи предложений Авторская позиция Основная часть сочинения Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения. Написание сочинения-рассуждения на заданную тему ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 15 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 11 класс Раздел Раздел 1. Введение Введение. Знакомство с программой курса Раздел 2. Разделы науки о языке Основные разделы русского языка Раздел 3. Лексика и морфология Морфологические нормы Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Лексическая норма Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы Лексическое многообразие лексики русского языка: общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления Лексическое многообразие лексики русского языка: заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Раздел 5. Орфография Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи Правописание корней Правописание приставок Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-) Правописание НЕ и НИ Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов ИТОГО Количество часов 1 1 2 2 13 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 18 3 2 2 3 3 2 3 34 12 класс Раздел Раздел 1. Введение Синтаксис и пунктуация как разделы русского языка Раздел 2. Синтаксические нормы Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Количество часов 1 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы. Раздел 3. Пунктуация Пунктуационная грамотность. Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, Знаки препинания при обособленных членах (определениях, обстоятельствах) Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Пунктуация в сложносочиненном предложении Пунктуация в бессоюзном сложном предложении, Пунктуация в сложноподчинённом предложении Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Раздел 4. Текст. Стили и типы речи Текст: структура, языковое оформление. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Композиция письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Аргументация собственного мнения по проблеме. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Точность и выразительность речи. Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение Этическая норма. ИТОГО 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34