Приложение № 2 к ООП СОО на 2024-2025 учебный год Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель ШМС Заместитель директора Директор школы _____/____________/ Протокол №___от ______/__________/ _______/____________/ «__»__________202__г. Приказ №________ «__»_________202__г. «__»________202_г. Рабочая программа по предмету «Индивидуальный проект» 2024__ - 2025__ учебный год Составитель: Васильева Г.Н., учитель технологии МАВ(С)ОУ «Богдановичская ОСОШ», квалификационная категория - нет 2024_ - 2025_ учебный год Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» 10 -12 классы Приказ Минобрнауки России от 17.05.2022 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; Приказ Минобрнауки России от 12.08.22 № 732 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17.05.2022 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» Уровень образования Среднее общее образование Пояснительная записка Цель: формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; – формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы Задачи: сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности; Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта. Исследовательские проекты могут иметь следующие направления: -естественно-научные исследования; -исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии); -экономические исследования; -социальные исследования; -научно-технические исследования; -бизнес-проектирование; -прикладная деятельность. Результатом или продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ: - письменная работа (бизнес-план, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); - художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; - отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты; - проект о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); - математические (экономические) расчёты; бизнес-план; - инженерная разработка: - исследование в области химии, биологии, информатики (программирование), истории, права. Функциональные обязанности участников образовательных отношений Роль учителя. Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника: Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.) Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.) Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.) Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности. Координирует работу обучающихся. Роль ученика Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности. Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме). Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты. Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов. Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации учителя. Формы организации занятий: - Индивидуальная; - Парная; -Групповая; -Коллективная; -Самостоятельная работа Формы контроля освоения программы. Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы: защита темы проекта/исследования (идеи); защита реализованного проекта/исследования. Оценивание производится на основе критериальной модели ( Приложения 1,2) Место индивидуального проекта в учебном плане Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному предмету/ направлению. В соответствии с учебным планом МАВ(С)ОУ «Богдановичская ОСОШ» на выполнение индивидуального проекта обучающимися 10Б класса отводится 1 час, 10 А, 10 В- 0,5 часа аудиторной нагрузки и 0,5 часа на самостоятельное изучение, 11А, 11Б, 12 А, Б, В – 0,5 часа. Планируемые результаты Личностные результаты: o o o o o o o o o o уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; готовность и способность к самоорганизации и самореализации; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования. Ученик получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные результаты: ученик научится: определять область своих познавательных интересов; искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек; находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта; планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме: распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов; использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.; ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.; видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы; предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта Ученик получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование; целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности; осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования. В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление: о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках; об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий; о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); Обучающиеся смогут: решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач; использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. Обучающиеся научатся: формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. Обучающиеся получат возможность научаться: отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков. Тематическое планирование в 10 А классе (34 часа) Предмет «Индивидуальный проект» 2024-2025 учебный год № Название темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Проекты в современном мире. Проектная деятельность. Виды проектной деятельности. Этапы работы методом проектов Выбор темы проектов на основе личностного интереса. Консультация по определению темы проекта Поиск и анализ проблем проектной деятельности. Консультация по организации проектной деятельности Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта Определение источников информации Актуальность темы проекта. Анализ проблемной ситуации. Консультация. Осведомленность автора о современном состоянии области исследования Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач проекта. Консультация по определению целей и задач проекта Исследование как форма познания. Методы исследования. Алгоритм исследования Консультация по технологии выполнения алгоритма исследования Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме проекта. Подбор литературы и материала с использованием технологий сети Интернет Обработка информации. Отбор значимой информации. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 Работа над проектом: обобщающие понятия, представления, знания, результат проекта 21 Осуществление исследовательской деятельности. Методы исследования 22 Консультация по выбору оптимального варианта выполнения исследования 23 Консультация по выбору оптимального варианта выполнения исследования 24 Анализ, синтез и структурирование проекта 25 Консультация по систематизации и обобщению материалов 26 Корректировка задач проекта с учетом полученных результатов 27 Анкетирование: содержание и уровень необходимой помощи от руководителя 28 Консультация по осуществлению исследовательской деятельности. 29 Нормы и правила оформления материалов и выводов 30 Консультация по правилам оформления документов, материалов и выводов проекта 31 Способы иллюстрации результатов проектной деятельности: рисунки, схемы, графики, таблицы 32 Консультация по выбору способа иллюстрации результатов проекта. 33 Консультация по выбору способа иллюстрации результатов проекта 34 Обобщение и систематизация рассмотренного Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Тематическое планирование в 10 Б классе ( 17 часов) Предмет «Индивидуальный проект» 2024-2025 учебный год № Название темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Проекты в современном мире. Проектная деятельность. Виды проектной деятельности. Этапы работы методом проектов. Выбор темы проектов на основе личностного интереса. Консультация по определению темы проекта. Поиск и анализ проблем проектной деятельности. Консультация по организации проектной деятельности. Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта. Определение источников информации. Актуальность темы проекта. Анализ проблемной ситуации. Консультация. Осведомленность автора о современном состоянии области исследования. Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач проекта. Консультация по определению целей и задач проекта. Исследование как форма познания. Методы исследования. Алгоритм исследования. Консультация по технологии выполнения алгоритма исследования. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме проекта. Подбор литературы и материала с использованием технологий сети Интернет. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Обработка информации. Отбор значимой информации. Работа над проектом: обобщающие понятия, представления, знания, результат проекта. 11 Осуществление исследовательской деятельности. Методы исследования. Консультация по выбору оптимального варианта выполнения исследования. 12 Консультация по выбору оптимального варианта выполнения исследования. Анализ, синтез и структурирование проекта. 13 Консультация по систематизации и обобщению материалов. Корректировка задач проекта с учетом полученных результатов. 14 Анкетирование: содержание и уровень необходимой помощи от руководителя. Консультация по осуществлению исследовательской деятельности. 15 Нормы и правила оформления материалов и выводов. Консультация по правилам оформления документов, материалов и выводов проекта. 16 Способы иллюстрации результатов проектной деятельности: рисунки, схемы, графики, таблицы. Консультация по выбору способа иллюстрации результатов проекта. 17 Консультация по выбору способа иллюстрации результатов проекта. Обобщение и систематизация рассмотренного. Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 17 часов Тематическое планирование в 11А , 11Б классах (34 часа) Предмет «Индивидуальный проект» 2024-2025 учебный год № Название темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Введение. Промежуточные итоги выполнения проектной работы Обзор основных материалов по теме Обзор основных материалов по теме Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение Систематизация и обобщение материалов Систематизация и обобщение материалов Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Методика работы в музеях, архивах. Методика работы в музеях, архивах. 11 12 13 14 15 16 17 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Консультация по определению достижений и нерешенных проблем при выполнении проекта. Консультация по определению достижений и нерешенных проблем при выполнении проекта. Формы и виды презентаций Формы и виды презентаций Технологические требования к представлению результатов. Технологические требования к представлению результатов. Сценарии презентации Сценарии презентации Программно-техническое обеспечение презентации. Программно-техническое обеспечение презентации. Программно-техническое обеспечение презентации. Программно-техническое обеспечение презентации. Эскизы и модели, макеты проектов, оформление проектных работ Эскизы и модели, макеты проектов, оформление проектных работ Эскизы и модели, макеты проектов, оформление проектных работ Эскизы и модели, макеты проектов, оформление проектных работ Обобщение и систематизация рассмотренного Итого 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Тематическое планирование в 12А классе (34 часа) Предмет «Индивидуальный проект» 2024-2025 учебный год № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Название темы Введение. Промежуточные итоги выполнения проектной работы Оформление таблиц, рисунков. Оформление ссылок, сносок, списка литературы. Формулирование выводов. Консультация по выбору индивидуального стиля представления результатов проектов Подготовка доклада: актуальность темы, содержание проекта, результаты Подготовка доклада: актуальность темы, содержание проекта, результаты Подготовка доклада: актуальность темы, содержание проекта, результаты Подготовка доклада: актуальность темы, содержание проекта, результаты Способы воздействия на аудиторию Деловое общение, закономерности эффективных коммуникаций. Основные правила ведения дискуссий. Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта». Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта». Отработка техник монолога. Отработка техник монолога. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 25 27 28 29 30 31 32 33 34 Правила и навыки аргументации Правила и навыки аргументации Подготовка к защите проекта Подготовка к защите проекта Консультация по презентации проекта Консультация по презентации проекта Консультация по проведению публичного выступления участника проектной деятельности Консультация по проведению публичного выступления участника проектной деятельности Рецензии и отзывы на проектную работу Предзащита проектов Предзащита проектов Консультация по доработке проектов с учетом замечаний и предложений Консультация по доработке проектов с учетом замечаний и предложений Публичная защита проекта Публичная защита проекта Публичная защита проекта Самоанализ – рефлексия по итогам выступления с защитой проекта. Подведение итогов проектной деятельности Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часов Тематическое планирование в 12Б классе (17 часов) Предмет «Индивидуальный проект» 2024-2025 учебный год № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Название темы Введение. Промежуточные итоги выполнения проектной работы Оформление таблиц, рисунков. Оформление ссылок, сносок, списка литературы. Формулирование выводов. Консультация по выбору индивидуального стиля представления результатов проектов Подготовка доклада: актуальность темы, содержание проекта, результаты Способы воздействия на аудиторию. Основные правила ведения дискуссий. Деловое общение, закономерности эффективных коммуникаций. Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта». Отработка техник монолога. Правила и навыки аргументации. Подготовка к защите проекта Консультация по проведению публичного выступления участника проектной деятельности Рецензии и отзывы на проектную работу Предзащита проектов Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 Консультация по доработке проектов с учетом замечаний и предложений Публичная защита проекта Подведение итогов проектной деятельности Итого 1 1 1 17 часов Список использованной литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, приказ №413 от 17.05.2012, Министерство образования и науки Российской Федерации 2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч.-2005.-№6.-с.4-29. 3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст./ В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. -2003.-№10.-С. 130-139. 4. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования Текст./ П.П. Борисов// Стандарты и мониторинг в образовании.2003. - №3. - 58-61. 5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов /Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 176с. 6. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 224с. 7. Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. Пособие. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006.- 40с. 8. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 160 с. 9. Соколова Н.В. Проблема освоения школьниками метода научного познания Текст. / Н.В. Соколова // Физика в школе. - 2007. - №6. - с. 7-17. 10. Формирование универсальных учебных действий в основной и средней школе: от действия к мысли.// Система заданий// Под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011, с.159 Приложение 1 Требования к защите итогового индивидуального проекта Защита осуществляется в утвержденные Приказом директора школы сроки. Результаты выполнения проекта оцениваются при предъявлении следующих материалов: 1) папка-скоросшиватель с текстом проектной работы; 2) презентация проекта обучающегося и/или продукт проекта; 3) рецензия руководителя проекта. Место защиты ИИП – общеобразовательная организация (далее – ОО). Сроки защиты определяются ОО с учетом численности обучающихся. ОО создаёт школьную аттестационную комиссию (ШАК). Комиссия состоит не менее чем из 3 человек, в состав которой входят представители администрации, классный руководитель, руководитель методического совета, учителя-предметники. Состав комиссии определяется с учётом предметных областей итоговых индивидуальных проектов. В рамках защиты ШАК заслушивает публичное выступление (презентацию), знакомится с представленным продуктом с краткой пояснительной запиской и отзывом руководителя (возможен вариант предварительного ознакомления с описанием проекта и отзывом руководителя), осуществляет оценивание предоставленных материалов. Независимо от формы представления результата защита ИИП происходит публично: доклад (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты. ОО организует в дополнительные сроки защиту ИИП для обучающихся с особыми возможностями здоровья, обучающихся, отсутствовавших в основной срок защиты. В случае получения низких результатов, соответствующих уровню «неудовлетворительно», ОО определяет условия и сроки повторной защиты. Приложение 2 Критерии оценки проектной работы: Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх критериев. Критерии оценки работы разработаны с учётом целей и задач проектной или исследовательской деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный учебный проект/исследование оценивают по следующим критериям: Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. Критерии Уровни сформированности навыков проектной/исследовательской деятельности (УУД) базовый средний повышенный Самостоятельн Работа в целом Работа в целом Работа свидетельствует ое свидетельствует о свидетельствует о о способности приобретение способности способности самостоятельно ставить знаний и ставить проблему самостоятельно ставить проблему и находить решение и находить пути проблему и находить пути ее решения; проблем ее решения; пути ее решения; продемонстрировано продемонстриров продемонстрировано свободное владение ана способность владение логическими логическими приобретать операциями, навыками операциями, навыками новые знания критического критического и/или осваивать мышления, умение мышления, умение новые способы самостоятельно самостоятельно действий мыслить; мыслить; продемонстрирована продемонстрирована способность на этой способность на этой основе приобретать основе приобретать новые знания и/или новые знания и/или Знание предмета Регулятивные действия Коммуникатив ные действия Продемонстриро вано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстриро ваны навыки определения темы и планирования работы. Работы доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись при поддержке учителяконсультанта. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Продемонстриро ваны навыки оформления работы, а также подготовки простой презентации. Автор проекта затрудняется ответить на некоторые вопросы осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Продемонстрировано свободное владение предметом проектной/исследовател ьской деятельности. Грубые ошибки отсутствуют осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Продемонстрировано свободное владение предметом проектной/исследовател ьской деятельности. Ошибки отсутствуют Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, некоторые этапы выполнялись при поддержке учителяконсультанта; своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись в основном самостоятельно Работа тщательно спланирована и самостоятельно и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы работы над проектом. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Тем ясно определена и пояснена. Текст/защита в целом структурированы. Основные мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Проектная работа вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. Тема ясно определена и пояснена. Текст/защита хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Проектная работа вызывает особый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Решение о том, что работа выполнена на оценку «зачёт», принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из четырёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, знание предмета, сформированности регулятивных и коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом, среднем или повышенном уровне; 2) ни один из обязательных элементов работы (продукт/вывод, текст работы, отзыв учителя-консультанта или презентация) не даёт оснований для иного решения. Решение о том, что обучающийся получает оценку «незачёт» при условии, если проектная работа не отражает сформированность метапредметных умений (способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, знание предмета, сформированность регулятивных и коммуникативных действий). Проект не выполнен на базовом, среднем или повышенном уровне. Выставление итоговой оценки («зачёт», «незачёт»): - итоговая оценка («зачёт», «незачёт») выставляется в журнале «Индивидуальный учебный проект/исследование» в конце года; - итоговую оценку («зачёт», «незачёт») за выполнение работы в журнал выставляет учитель-предметник.