Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

5 Информатика 9 2024-2025

Приложение № 2 к ООП ООО
на 2024-2025 учебный год
Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Богдановичская открытая (сменная) общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2677491)

учебного предмета «Информатика. Базовый уровень»
для обучающихся 7–9 классов

г. Богданович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по информатике даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами информатики на базовом уровне, устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам.
Программа по информатике определяет количественные и качественные характеристики
учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного
вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ,
государственной итоговой аттестации).
Программа по информатике является основой для составления авторских учебных программ,
тематического планирования курса учителем.
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт
развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства, общества, понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и
информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного
общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе,
предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи,
сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для достижения результата
и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией,
программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и
этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области
информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств
информационных технологий.
Информатика в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и
возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
основые области применения информатики, прежде всего информационные технологии,
управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Изучение информатики оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения
обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов
функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные
обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся
значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование
метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения,
представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации
современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
деятельности, для их решения с помощью информационных технологий, умения и навыки
формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения
алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков
программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью
практических задач, владение базовыми нормами информационной этики и права, основами
информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью
информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют
структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических
разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
На изучение информатики на базовом уровне отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

7 КЛАСС
Цифровая грамотность
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы
компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные
устройства.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная
память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства
биометрической аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров.
Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность).
Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных
(оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и
скорость доступа для различных видов носителей.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Программы и данные
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное
программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и данных.
Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки).
Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание,
копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов.
Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная
книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных.
Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной
системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов.
Компьютерные сети
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура адресов
веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по
изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в Интернете.
Стратегии безопасного поведения в Интернете.

Теоретические основы информатики
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных понятий современной науки.
Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как
данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой.
Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью
дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей
данных.
Представление информации
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и
формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество
всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите.
Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в
алфавите определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите, кодовая
таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации –
двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт,
мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных.
Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные
кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием
равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста.
Искажение информации при передаче.
Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных
данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма
графических данных для растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых
файлов.

Информационные технологии
Текстовые документы
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов.
Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов
(рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев:
границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое
форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки.
Добавление таблиц в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в
текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и других
элементов.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое
распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов Интернета для обработки
текста.
Компьютерная графика
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических
примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение
размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом),
коррекция цвета, яркости и контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового
процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Мультимедийные презентации
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений.
Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки.

8 КЛАСС

Теоретические основы информатики
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма
записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления.

Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему
счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и
десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из
шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные
высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция,
логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение
истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него
элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений.
Построение таблиц истинности логических выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.

Алгоритмы и программирование
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм.
Ограниченность
линейных
алгоритмов:
невозможность
предусмотреть
зависимость
последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия
(истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с
переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при
конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и
ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник.
Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с
целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления.

Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке
программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение
квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный
вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух
натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием,
меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки
натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка
строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных
данных, определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.

9 КЛАСС

Цифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального
и коллективного размещения новой информации в Интернете. Большие данные (интернет-данные, в
частности данные социальных сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе
в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита
личной информации в Интернете. Безопасные стратегии поведения в Интернете. Предупреждение
вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и
другие формы).
Работа в информационном пространстве
Виды деятельности в Интернете, интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая
служба, видео-конференц-связь и другие), справочные службы (карты, расписания и другие),
поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и другие службы. Сервисы
государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов
(онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические
редакторы, среды разработки программ.

Теоретические основы информатики
Моделирование как метод познания
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные
(натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели.
Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра.
Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе.
Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление
количества путей в направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры
использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического
(компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от
словесного (литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели,
программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его
результатов, уточнение модели.

Алгоритмы и программирование
Разработка алгоритмов и программ
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием
ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими
исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и другими.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ,
реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков
программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение
числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел,
нахождение суммы элементов массива, линейный поиск заданного значения в массиве, подсчёт
элементов массива, удовлетворяющих заданному условию, нахождение минимального
(максимального) элемента массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического,
минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих
заданному условию.
Управление
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания,
расстояния, света, звука и другого). Примеры использования принципа обратной связи в системах
управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике.

Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе,
сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отоплением дома, автономная система
управления транспортным средством и другие системы).

Информационные технологии
Электронные таблицы
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы.
Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума, минимума,
суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение
диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений, отвечающих
заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронных
таблицах.
Информационные технологии в современном обществе
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые
образовательные ресурсы.
Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер,
программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного
обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания
учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной

информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и
информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации
современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие
асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том
числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки
и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной
картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных
технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на здоровый
образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации
средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с
учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение
универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов
и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации
сформулированным самостоятельно;

по

критериям,

предложенным

учителем

или

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед
группой.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:

выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие
решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 7 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка
информации», «хранение информации», «передача информации»;
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание
основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио);

сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами
измерения информационного объёма и скорости передачи данных;
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их
количественные характеристики;
выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и
программного обеспечения;
получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его
основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства вводавывода);
соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла
(каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого
информационного носителя);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического
интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать
файлы и каталоги, использовать антивирусную программу;
представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных
документов, мультимедийных презентаций;
искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению),
критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества
распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического
характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств информационных и
коммуникационных технологий, соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и
права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные
стратегии поведения в сети;
применять методы профилактики негативного влияния
коммуникационных технологий на здоровье пользователя.

средств

информационных

и

К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления
(с основаниями 2, 8, 16), выполнять арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»;

записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания,
определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него
переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между
употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы;
составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием
ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а
также содержащие их выражения, использовать оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны
при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++,
Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы
обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие
проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту,
выделения цифр из натурального числа.

К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные
алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления
исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых
последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы
или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования (Python,
C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык);
раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей, оценивать
адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры,
находить кратчайший путь в графе;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы,
схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в
том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием
встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному

условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения), абсолютной,
относительной, смешанной адресации;
использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных
предметных областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы,
облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды
разработки)) в учебной и повседневной деятельности;
приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных
услуг, образовательных сервисов Интернета в учебной и повседневной деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения,
защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий
(разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социальнопсихологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след,
аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода);
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и
криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).

7 класс
1 час в неделю, всего — 34 часа

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся при изучении
темы (на уровне учебных
действий)

Раздел 1. Цифровая грамотность (8 часов)
Тема 1. Компьютер —
универсальное
устройство обработки
данных (2 часа)

Компьютер — универсальное
вычислительное устройство,
работающее по программе. Типы
компьютеров: пер- сональные
компьютеры, встроенные
компьютеры, суперкомпьютеры.
Мобильные устройства.
Основные компоненты компьютера и
их
назначение.
Процессор.
Оперативная и долговременная
память.
Устройства ввода и вывода.
Сенсорный ввод, датчики
мобильных устройств, средства
биометрической аутентификации.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Анализировать устройства компьютера с точки
зрения организации процедур ввода, хранения,
обработки, вывода и передачи информации.
- Анализировать информацию (сигналы о готовности и
неполадке) при включении компьютера.
- Получать информацию о ха- рактеристиках компьютера

История развития компьютеров и
программного обеспечения.
Поколения компьютеров.
Современные тенденции развития
компьютеров.
Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Персональный компьютер.
Процессор и его характеристики
(тактовая частота, разрядность).
Оперативная память.
Долговременная память.
Устройства ввода и вывода. Объём
хранимых данных (оперативная
память компьютера, жёсткий и
твердо- тельный диск, постоянная
память смартфона) и скорость
доступа для различных видов
носителей.
Техника безопасности и правила
работы на компьютере.
Практические работы
1. Включение компьютера и
получе- ние информации о его
характеристиках
Тема 2. Программы
и дан- ные (4 часа)

Программное обеспечение
компьютера. Прикладное
программное обеспечение.
Системное программное
обеспечение. Системы
программирования. Правовая
охрана программ и данных.
Бесплатные и условно-

-Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Определять программные сред- ства, необходимые для
осуществления информационных процессов при
решении задач.

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

бесплатные программы. Свободное
программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги).
Принципы построения файловых
систем.
Полное имя файла (папки). Путь
к
файлу
(папке).
Работа
с
файлами и каталогами средствами
операционной системы: создание,
копирование,
перемещение,
переименование и уда- ление
файлов и папок (каталогов).
Типы файлов. Свойства файлов.
Характерные размеры файлов
различ- ных типов (страница
текста, электронная книга,
фотография, запись песни,
видеоклип, полнометражный
фильм). Архивация данных.
Использование программархиваторов. Файловый менеджер.
Поиск файлов средствами
операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие
вредоносные программы.
Программы для защиты от вирусов.

Основные виды деятельности учащихся при изучении
темы (на уровне учебных
действий)

- Определять основные характеристики операционной
системы.
- Оперировать компьютерными информационными
объектами в наглядно-графическом интер- фейсе.
- Выполнять основные операции с файлами и папками.
- Оценивать размеры файлов, подготовленных с
использованием различных устройств ввода
информации (клавиатуры, сканера, микрофона,
фотокаме ры, видеокамеры).
- Использовать программы-архи- ваторы.
- Осуществлять защиту информации от компьютерных
вирусов с помощью антивирусных программ.
- Планировать и создавать личное информационное
пространство

Практические работы
1. Выполнение основных операций
с файлами и папками.
2. Сравнение размеров текстовых,
графических, звуковых и видеофайлов.
3. Изучение элементов интерфейса
используемой операционной
системы.
4. Использование программы-архиватора.
5. Защита информации от
компьютерных вирусов с
помощью анти- вирусных
программ
Тема 3.
Компьютерные
сети (2 часа)

Объединение компьютеров в сеть.
Сеть Интернет. Веб-страница, вебсайт. Структура адресов вебресурсов. Браузер. Поисковые
системы. Поиск информации по
ключевым словам
и по изображению. Достоверность
информации, полученной из
Интернета.
Современные сервисы интернеткоммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы
информационной этики и права при
ра- боте в сети Интернет. Стратегии
безопасного поведения в Интернете.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Осуществлять поиск информации по ключевым
словам и по изображению.
- Проверять достоверность ин- формации, найденной в
сети Интернет.
- Восстанавливать адрес веб- ресурса из имеющихся
фрагментов.
Осуществлять
взаимодействие
посредством
электронной почты, видео-конференц-связи

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся при изучении
темы (на уровне учебных
действий)

Практические работы
1. Поиск информации по ключевым
словам и по изображению.
2. Использование сервисов интернеткоммуникаций
Раздел 2. Теоретические основы информатики (11 часов)
Тема 4. Информация и
информационные
процессы (2 часа)

Информация — одно из основных
понятий современной науки.
Информация как сведения,
предназначенные для восприятия
человеком, и информация как данные,
которые могут быть обработаны
автома- тизированной системой.
Дискретность данных. Возможность
описания непрерывных объектов и
процессов с помощью дискретных
данных.
Информационные процессы —
процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей
данных

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Оценивать информацию с по- зиции её свойств
(актуальность, достоверность, полнота и др.).
- Выделять информационную составляющую процессов
в биологических, технических и социальных системах.
- Оценивать числовые параметры информационных
процессов (объём памяти, необходимой для хранения
информации; скорость передачи

информации, пропускную способность выбранного
канала
и др.)
Тема 5. Представление Символ. Алфавит. Мощность
информации (9 часов)
алфавита. Разнообразие языков и
алфавитов. Естественные и
формальные языки. Алфавит текстов
на русском языке. Двоичный
алфавит. Количество всевозможных
слов (кодовых комбинаций)
фиксированной длины в двоичном
алфавите. Преобразование любого
алфавита к двоичному.
Количество
различных
слов
фиксированной длины в алфавите
определённой мощности.
Кодирование символов одного
алфавита с помощью кодовых слов в
другом алфавите; кодовая таблица,
декодирование.
Двоичный код. Представление
данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите.
Информационный объём данных.
Бит — минимальная единица
количества информации — двоичный
разряд. Единицы измерения
информационного объёма данных.
Бит, байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Приводить примеры кодирования с использованием
различных алфавитов, встречающихся в жизни.
- Кодировать и декодировать со- общения по известным
правилам кодирования.
- Определять количество раз- личных символов, которые
могут быть закодированы с помощью двоичного кода
фиксированной длины (разрядности).
- Определять разрядность двоичного кода,
необходимого для кодирования всех символов
алфавита заданной мощности.
- Подсчитывать количество текстов данной длины в
данном алфавите.
- Оперировать единицами измерения количества
информации

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Скорость передачи данных.
Единицы скорости передачи
данных.
Кодирование текстов. Равномерный
код. Неравномерный код. Кодировка
ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE.
Декодирование сообщений с
использовани- ем равномерного и
неравномерного кода.
Информационный объём текста.
Искажение информации при
передаче. Общее представление о
цифровом представлении
аудиовизуальных
и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые
моде- ли. Модель RGB. Глубина
кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление
изображений. Пиксель. Оценка
информационного объёма
графических данных для растрового
изображения.
Кодирование звука. Разрядность
и частота записи. Количество
каналов записи.

Основные виды деятельности учащихся при изучении
темы (на уровне учебных
действий)

(бит, байт, килобайт, мега- байт, гигабайт).
- Кодировать и декодировать текстовую информацию с использованием кодовых таблиц.
- Вычислять информационный объём текста в заданной
кодировке.
- Оценивать информационный объём графических
данных для растрового изображения.
- Определять объём памяти, необходимый для
представления и хранения звукового файла

Оценка количественных
параметров, связанных с
представлением и хране- нием
звуковых файлов.
Практические работы
1. Определение
кода символа в
разных кодировках в текстовом
процессоре.
2. Определение
кода
цвета
в
палитре RGB в графическом
редакторе.
3. Сохранение растрового
графического изображения в
разных форматах.
4. Запись звуковых файлов с
различным качеством звучания
(глубиной кодирования и
частотой дискретизации)
Контрольная работа по
разделу «Теоретические
основы информатики»
Раздел 3. Информационные технологии (13 часов)
Тема 6. Текстовые
документы (6 часов)

Текстовые документы и их
структурные элементы (страница,
абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор — инструмент
создания, редактирования и
форматирования текстов. Правила
набора текста. Редактирование
текста. Свойства символов. Шрифт.
Типы шрифтов (рубленые, с
засечками, моноширинные).
Полужирное и курсивное
начертание. Свойства абзацев:

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Анализировать пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
- Определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач.
- Выявлять общее и различия в разных
программных про

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

границы,
абзацный
отступ,
интервал, выравнивание. Параметры
страницы.
Стилевое
форматирование.
Структурирование информации с по
мощью списков и таблиц.
Многоуровневые списки.
Добавление таблиц
в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые
документы. Обтекание изображений
текстом. Включение в текстовый
документ диаграмм, формул,
нумерации страниц, колонтитулов,
ссылок
и др.
Проверка правописания.
Расстановка переносов. Голосовой
ввод текста. Оптическое
распознавание текста.
Компьютерный перевод.
Использование сервисов сети
Интернет для обработки текста.
Практические работы
1. Создание небольших текстовых
документов
посредством
квалифицированного
клавиатурного письма

Основные виды деятельности учащихся при изучении
темы (на уровне учебных
действий)

дуктах, предназначенных для решения одного
класса задач.
- Создавать небольшие текстовые документы
посредством квалифицированного клавиатурного
письма с использова- нием базовых средств текстовых
редакторов.
- Форматировать текстовые документы (устанавливать
пара- метры страницы документа; форматировать
символы и абзацы; вставлять колонтитулы и номера
страниц).
- Вставлять в документ формулы, таблицы,
изображения, оформлять списки.
- Использовать ссылки и цитирование источников при
созда- нии на их основе собственных информационных
объектов

с использованием базовых средств
текстовых редакторов.
2. Форматирование текстовых
документов (установка параметров
страницы документа;
форматирование символов и абзацев;
вставка колонтитулов и номеров
страниц).
3. Вставка в документ формул,
таблиц, изображений,
оформление списков.
4. Создание небольших текстовых
документов с цитатами и
ссылками на цитируемые
источники.
Тема 7. Компьютерная Знакомство с графическими редактографика (4 часа)
рами.
Растровые
рисунки.
Использование
графических
примитивов.
Операции редактирования
графических объектов, в том числе
цифровых фотографий: изменение
размера, обрезка, поворот,
отражение, работа с областями
(выделение, копирование, заливка
цветом), коррекция цвета, яркости и
контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными
средствами текстового процессора
или других программ (приложений).

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Анализировать пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
- Определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач.
- Выявлять общее и различия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
-Создавать и редактировать изображения с помощью
инструментов

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Тема 8.
Мультимедийные
презентации (3 часа)

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся при изучении
темы (на уровне учебных
действий)

Добавление векторных рисунков
в документы.
Практические работы
1. Создание и/или редактирование
изображения, в том числе цифровых
фотографий, с помощью
инструментов растрового
графического редактора.
2. Создание и редактирование изображения с помощью инструментов
векторного графического редактора

растрового графи-ческого редактора.
- Создавать и редактировать изображения с помощью
инструментов векторного графи- ческого редактора

Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд
текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд
аудиовизуальных данных.
Анимация. Гиперссылки.
Практические работы
1. Создание презентации с гиперссылками на основе готовых
шаблонов

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Анализировать пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
- Определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач.
- Выявлять общее и различия
в разных программных продуктах,

предназначенных для решения одного класса задач.
- Создавать презентации, исполь- зуя готовые шаблоны
Итоговая контрольная
работа (1 час)

8 класс

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся при изучении
темы (на уровне учебных действий)

Раздел 1. Теоретические основы информатики (12 часов)
Тема 1. Системы
счисления (6 часов)

Непозиционные и позиционные
системы счисления. Алфавит.
Основание. Развёрнутая форма
записи числа. Пе- ревод в десятичную
систему чисел, записанных в других
системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до
1024 в двоичную систему счисления.
Восьмеричная система счисления.
Перевод чисел из восьмеричной
системы в двоичную и десятичную
системы
и обратно. Шестнадцатеричная
система счисления. Перевод чисел из
шестнадцатеричной системы в
двоичную, восьмеричную и
десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в
двоичной системе счисления

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Выявлять различие в позиционных и непозиционных
си- стемах счисления.
- Выявлять общее и различия в разных позиционных
системах счисления.
- Записывать небольшие (от 0 до 1024) целые числа в
раз- личных позиционных системах счисления
(двоичной, восьме- ричной, шестнадцатеричной).
- Сравнивать целые числа, записанные в двоичной,
восьме- ричной и шестнадцатеричной системах
счисления.
- Выполнять операции сложения и умножения над
небольшими двоичными числами

Тема 2. Элементы
математической логики
(6 часов)

Логические высказывания.
Логические значения высказываний.
Элементар-ные и составные высказывания. Логические опера-ции: «и»
(конъюнкция, логическое
умножение),
«или» (дизъюнкция, логическое
сложение), «не» (логическое
отрицание). Приоритет логических
операций.
Определение истинности составного
высказывания, если известны
значения истинности входящих в
него элементарных высказываний.
Логические выражения. Правила
записи логических выражений.
Построение таблиц истинности
логических выражений.
Логические элементы. Знакомство
с логическими основами компьютера

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Анализировать логическую структуру
высказываний.
- Строить таблицы истинности для логических
выражений.
- Вычислять истинностное зна- чение логического
выражения

Раздел 2. Алгоритмы и программирование (21 час)
Тема 3. Исполнители
и алгоритмы.
Алгоритми- ческие
конструкции
(10 часов)

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов.
Алгоритм
как
план
управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы
записи алгоритма (словесный, в виде
блок- схемы, программа).
Алгоритмические конструкции.
Конструкция «следование».
Линейный алгоритм.
Ограниченность линейных

-Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Анализировать предлагаемые последовательности
команд на предмет наличия у них таких свойств
алгоритма, как дискретность, детерминирован- ность,
понятность, результативность, массовость.

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

алгоритмов: невозможность
предусмотреть зависимость
последовательности выполняемых
действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и
неполная формы. Выполнение и
невыполнение условия (истинность и
ложность высказывания).
Простые и составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы
с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной
цикла. Разработка для формального
исполнителя алгоритма, приводящего
к требуемому результату при
конкретных исходных данных.
Разработка несложных алгоритмов с
использованием циклов и ветвлений
для управления формальными
исполнителями, такими как Робот,
Черепашка, Чертёжник.
Выполнение алгоритмов вручную и на
компьютере. Синтаксические и
логические ошибки. Отказы.

Основные виды деятельности учащихся при изучении
темы (на уровне учебных действий)

- Определять по блок-схеме, для решения какой задачи
предна- значен данный алгоритм.
- Анализировать изменение значений величин при
пошаговом выполнении алгоритма.
- Определять по выбранному методу решения задачи,
какие алгоритмические конструкции могут войти в
алгоритм.
- Сравнивать различные алгоритмы решения одной
задачи.
- Создавать, выполнять вручную и на компьютере
несложные алгоритмы с использованием циклов и
ветвлений для управления исполнителями, такими как
Робот, Черепашка, Чертёжник.
- Исполнять готовые алгоритмы при конкретных
исходных данных.

Тема 4. Язык
программирования (9
часов)

Практические работы:
1. Создание и выполнение на компьютере
несложных алгоритмов с
использованием циклов и ветвлений
для управления исполнителя ми,
такими как Робот, Черепашка,
Чертёжник.
2. Преобразование алгоритма из одной
формы записи в другую.
3. Разработка для формального
исполнителя алгоритма, приводящего
к требуемому результату при
конкретных исходных данных.
4. «Ручное» исполнение готовых
алгоритмов при конкретных исходных данных

- Строить для исполнителя арифметических
действий цепочки команд, дающих требуемый
результат при конкретных исходных данных

Язык программирования (Python, C++,
Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор
текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение.
Целые, вещественные и символьные
переменные.
Оператор присваивания. Арифметические
выражения и порядок их вычисления.
Операции с целыми числами:
целочисленное деление, остаток от
деления.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Определять по программе, для решения какой
задачи она предназначена.
- Строить арифметические, строковые, логические
выражения и вычислять их значения
- Программировать линейные алгоритмы,
предполагающие вычисление арифметических,
строковых и логических выражений.

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Ветвления. Составные условия (запись
логических выражений на изучаемом
языке программирования). Нахождение
минимума и максимума из двух, трёх
и четырёх чисел. Решение квадратного
уравнения, имеющего вещественные
корни.
Диалоговая отладка программ:
пошаговое выполнение, просмотр
значений величин, отладочный вывод,
выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для
нахождения
наибольшего
общего
делителя двух натуральных чисел.
Разбиение записи натурального числа в
позиционной системе с основанием,
меньшим или равным 10, на отдельные
цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы
проверки делимости одного целого
числа на другое, проверки натурального
числа на простоту.

Основные виды деятельности учащихся
изучении темы (на уровне учебных действий)

при

- Разрабатывать программы, со- держащие оператор
(операторы) ветвления, в том числе
с использованием логических операций.
- Разрабатывать программы, со- держащие оператор
(операторы) цикла

Обработка символьных данных.
Символьные (строковые) переменные.
Посимвольная обработка строк. Подсчёт
частоты появления символа в строке.
Встроенные функции для обработки
строк.
Практические работы
1. Программирование линейных
алгоритмов, предполагающих
вычисление арифметических и
логических выражений на изучаемом
языке программирования (одном из
перечня: Python, C++, Паскаль,
Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык).
2. Разработка программ, содержащих
оператор (операторы) ветвления, на
изучаемом языке программирования
из приведённого выше пе- речня.
3. Разработка программ, содержащих
оператор (операторы) цикла, на
изучаемом языке программирования
из приведённого выше перечня
Тема 5. Анализ
Определение возможных результатов
алгоритмов (2 часа)
работы алгоритма при данном множестве
входных данных; определение возможных
входных данных, приводящих к данному
результату
Итоговая контрольная работа (1 час)

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Анализировать готовые алгоритмы и программы

9 класс

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся
изучении темы (на уровне учебных действий)

при

Раздел 1. Цифровая грамотность (6 часов)
Тема 1. Глобальная
сеть Интернет и
стратегии
безопасного
поведения в ней (3
часа)

Глобальная сеть Интернет. IP-адреса
узлов. Сетевое хранение данных. Методы
индивидуального и коллективного
размещения новой информации в сети
Интернет. Большие данные (интернетданные, в частности, данные социальных
сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной
безопасности при работе в глобальной
сети и методы противодействия им.
Правила безопасной аутентификации.
Защита личной информации в сети
Интернет. Безопасные стратегии
поведения
в сети Интернет. Предупреждение
вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности
(кибербуллинг, фишинг и др.).

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Анализировать доменные имена компьютеров и
адреса доку- ментов в Интернете.
- Определять минимальное время, необходимое для
передачи известного объёма данных по каналу
связи с известными характеристиками.
- Распознавать потенциальные угрозы и вредные
воздействия, связанные с информационными и
коммуникационными технологиями, оценивать
пред- лагаемые пути их устранения.

Тема 2. Работа в
информационном
пространстве
(3
часа)

Практические работы
1. Создание комплексных
информационных объектов в виде
веб- страниц, включающих
графические объекты, с
использованием кон- структоров
(шаблонов).
2. Знакомство с механизмами обеспечения приватности и безопасной
работы с ресурсами сети Интернет,
методами аутентификации, в том
числе применяемыми в сервисах
госуслуг
Виды деятельности в сети Интернет.
Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видеоконференц-связь и т. п.); справочные
службы (карты, расписания и т. п.),
поисковые службы, службы
обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных
услуг. Облачные хранилища данных.
Средства совместной разработки доку
ментов (онлайн-офисы). Программное
обеспечение как веб-сервис: онлайновые
текстовые и графические редакторы,
среды разработки программ.
Практические работы
1. Поиск информации в сети Интернет
по запросам с использованием
логических операций.

- Создавать комплексные инфор- мационные объекты
в виде веб-страниц, включающих графические
объекты, с использованием конструкторов (шабло
нов)

-Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Приводить примеры ситуаций, в которых
требуется использо- вать коммуникационные сервисы, справочные и поисковые службы и др.
- Определять количество страниц, найденных
поисковым сервером по запросам с использованием логических операций.
- Приводить примеры услуг, доступных на сервисах
государ- ственных услуг.
- Приводить примеры онлайновых текстовых и
графических редакторов, сред разработки программ

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся при изучении
темы (на уровне учебных действий)

2.

Тема 3.
Моделирование как
метод познания
(8 часов)

Использование онлайн-офиса для
разработки документов
Раздел 2. Теоретические основы информатики (8 часов)
- Раскрывать смысл изучаемых
е
Модель. Задачи, решаемые с
понятий.
помощью моделирования.
- Определять вид информационной модели в зависимости
Классификации моделей.
от стоящей задачи.
Материальные (натурные)
Анализировать информационные модели (таблицы,
и информационные модели.
графики, диаграммы, схемы и др.).
Непрерывные и дискретные модели.
Осуществлять системный анализ объекта, выделять
Имитационные модели. Игровые
среди его свойств те свойства, которые существенны с
модели.
точки зрения целей моделирования.
Оценка адекватности модели
- Оценивать адекватность модели моделируемому объекту
моделируемому объекту и целям
и целям моделирования.
моделирования.
Табличные модели. Таблица как
пред- ставление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк,
удовлетворяющих заданному
условию. Граф. Вершина, ребро, путь.
Ориентированные и
неориентированные графы. Длина
(вес) ребра. Весовая матрица графа.
Длина пути между вершинами графа.
Поиск оптимального пути в графе.
Начальная вершина

(источник) и конечная вершина
(сток) в ориентированном графе.
Вычисление количества путей в
направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел),
лист, ребро (дуга) дерева. Высота
дерева.
Поддерево. Примеры
использования деревьев. Перебор
вариантов с помощью дерева.
Понятие математической модели.
Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного)
моделирования. Отличие
математической модели от натурной
модели и от словесного
(литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного
моделирования: постановка задачи,
построение мате- матической
модели, программная реализация,
тестирование, проведение
компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение
модели.
Практические работы
1. Создание однотабличной базы
данных. Поиск данных в готовой
базе.
2. Работа с готовыми
компьютерными моделями из
различных предметных областей.
3. Программная реализация
простейших математических
моделей

- Строить и интерпретировать различные
информационные модели (таблицы, диаграммы,
графы, схемы, блок-схемы алгоритмов).
- Исследовать с помощью ин- формационных моделей
объекты в соответствии с поставлен- ной задачей.
- Работать с готовыми компьютерными моделями из
различ- ных предметных областей

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся при изучении
темы (на уровне учебных действий)

Раздел 3. Алгоритмы и программирование (8 часов)
Тема 4. Разработка
алго- ритмов и
программ
(6 часов)

Разбиение задачи на подзадачи.
Составление алгоритмов и
программ
с использованием ветвлений,
циклов и вспомогательных
алгоритмов для управления
исполнителем Робот или другими
исполнителями, такими как
Черепашка, Чертёжник и др.
Табличные величины (массивы).
Одномерные массивы. Составление
и отладка программ, реализующих
типовые алгоритмы обработки
одномерных числовых массивов, на
одном из языков программирования
(Python, C++, Паскаль, Java, C#,
Школьный Алго- ритмический
Язык): заполнение числового
массива случайными числами, в
соответствии с формулой или путём
ввода чисел; нахождение суммы
элементов массива; линейный поиск
за- данного значения в массиве;
подсчёт элементов массива,
удовлетворяющих

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Разрабатывать программы для обработки одномерного
массива целых чисел.
- Осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи.
- Разрабатывать программы, содержащие
подпрограмму(ы)

заданному условию; нахождение
минимального (максимального)
элемента массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных:
вычисление количества, суммы,
среднего арифметического,
минимального и максимального
значения элементов
последовательности,
удовлетворяющих заданному
условию.
Практические работы
1. Составление программ с
использованием вспомогательных
алгоритмов для управления
исполнителя- ми, такими как Робот,
Черепашка, Чертёжник.
2. Составление и отладка программ,
реализующих типовые алгоритмы
обработки одномерных числовых
массивов, на одном из языков
про- граммирования (Python, C++,
Па- скаль, Java, C#, Школьный
Алго- ритмический Язык)
Тема 5. Управление
(2 часа)

Управление. Сигнал. Обратная связь.
Получение сигналов от цифровых
датчиков (касания, расстояния, света,
звука и др.). Примеры использования
принципа обратной связи в системах
управления техническими устройства
ми с помощью датчиков, в том
числе в робототехнике.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Анализировать отношения
в живой природе, технических и социальных
(школа, семья
и др.) системах с позиций управления

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся при изучении
темы (на уровне учебных действий)

Примеры роботизированных систем
(система управления движением в
транспортной системе, сварочная
линия автозавода,
автоматизированное управление
отопления дома, автономная система
управления транспортным средством
и т. п.).
Практические работы
1. Знакомство с учебной средой
разработки программ управления
движущимися роботами
Раздел 4. Информационные технологии (11 часов)
Тема 6. Электронные
таблицы (10 часов)

Понятие об электронных таблицах.
Типы данных в ячейках электронной
таблицы. Редактирование и
форматирование таблиц. Встроенные
функции для поиска максимума,
минимума, суммы и среднего
арифметического. Сортировка
данных в выделенном диапазоне.
Построение диаграмм (гистограмма,
круговая диаграмма, точечная

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Анализировать пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
- Определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач.

Тема 7.
Информационные
технологии в
современном обществе
(1 час)

диаграмма). Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при
копировании. Относительная,
абсолютная
и смешанная адресация.
Условные вычисления в
электронных таблицах.
Суммирование и подсчёт значений,
отвечающих заданному условию.
Обработка больших наборов данных.
Численное моделирование
в электронных таблицах.
Практические работы
1. Ввод данных и формул,
оформление таблицы.
2. Сортировка и фильтрация данных
в электронных таблицах.
3. Построение диаграмм и графиков
в электронных таблицах.
4. Выполнение расчётов по вводимым
пользователем формулам с использованием встроенных функций.
5. Обработка
больших
наборов
данных.
6. Численное моделирование в электронных таблицах

- Выявлять общее и различия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного
класса (разных классов) задач.
- Редактировать и форматировать электронные таблицы.
- Анализировать и визуализировать данные в
электронных таблицах.
- Выполнять в электронных таблицах расчёты по
вводимым пользователем формулам с использованием встроенных функций.
-Осуществлять численное моделирование в простых
задачах из различных предметных областей

Роль информационных технологий
в развитии экономики мира, страны,
региона. Открытые образовательные
ресурсы.

- Раскрывать смысл изучаемых понятий.
- Обсуждать роль информационных технологий в
современном мире.

Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Учебное содержание

Профессии, связанные с
информатикой и информационными
технология ми: веб-дизайнер,
программист, разработчик мобильных
приложений, тестировщик, архитектор
программного обеспечения,
специалист по анализу данных,
системный администратор.
Практические работы
1. Создание презентации о
профессиях, связанных с ИКТ

Основные виды деятельности учащихся при изучении
темы (на уровне учебных действий)

-Обсуждать значение открытых образовательных
ресурсов и возможности их использования.
- Анализировать цифровые навыки, которыми
должен обладать выпускник школы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п

Всего

Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1
Компьютер – универсальное устройство
обработки данных
1.2
Программы и данные
1.3

4

Компьютерные сети

2
8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

2

Представление информации

9

Итого по разделу
Раздел 3. Информационные технологии
3.1
Текстовые документы

11
6

3.2

Компьютерная графика

4

3.3

Мультимедийные презентации

3

Итого по разделу
13
Резервное время
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
8 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
Всего

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

1

1

1
3

0

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Раздел 1. Теоретические основы информатики
1.1
Системы счисления

6

1

Элементы математической логики

6

1

1.2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41646e

2

Итого по разделу
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
Информация и информационные процессы
2.2

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516

Итого по разделу
Раздел 2. Алгоритмы и программирование
2.1
Исполнители и алгоритмы.
Алгоритмические конструкции
2.2
Язык программирования
2.3

Анализ алгоритмов

Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
9 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1
Глобальная сеть Интернет и стратегии
безопасного поведения в ней
1.2
Работа в информационном пространстве

12
10
9
2
21
1
34

3

Всего

Итого по разделу
Раздел 3. Алгоритмы и программирование
3.1
Разработка алгоритмов и программ

8

Итого по разделу
Раздел 4. Информационные технологии
4.1
Электронные таблицы
Информационные технологии в современном
обществе
Итого по разделу
4.2

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

3
6

Управление

0

3

Итого по разделу
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
Моделирование как метод познания

3.2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516

1

8

6

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

2
8
10
1
11

Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
34

2

6


Наверх

23 февраля- День воинской славы

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».